Реализм

Развитие реалистического искусства после 1848 года

В 50-е и 60-е годы некоторые художники старшего романтического поколения еще продолжали работать, но в целом романтическое направление после революции 1848 года уступило место широко развившемуся реализму. Быть может, никогда в истории французского искусства борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь обостренной, как в этот период. Художникам, которые воплощали лучшие черты французского народа и его передового искусства, таким как Милле, Курбе, Манэ, Дега, Карпо, Ренуар, противостояла слитная масса бесчисленных дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй империи...

Реалистическая драматургия

Одновременно с романтической драматургией формировалась во Франции и драматургия реалистическая. Она распадалась на две разновидности: описательный реализм Скриба и критический реализм Мериме и Бальзака.

Эжен Скриб (1791—1861) был плодовитейшим буржуазным драматургом XIX века. Он писал водевили, мелодрамы, либретто опер, комедии исторические и бытовые. Из его исторических пьес знамениты «Бертран и Ратон» (1833 г.) и «Стакан воды» (1840 г.), характеризующиеся так называемой «теорией малых причин», которая сводит политику к закулисным интригам и объясняет крупные исторические события мелкими бытовыми явлениями...

Реализм (Гурьева, 2009)

РЕАЛИЗМ (лат. realis — вещественный) — направление в искусстве, в русле которого события и персонажи изображаются в соответствии с объективной реальностью. По Энгельсу, реализм изображает «типические характеры в типических обстоятельствах». В основе реализма лежит социальный анализ (умение выявить характерные явления жизни, ее закономерности) и историзм мышления (понимание взаимодействия прошлого, настоящего и будущего). Представители реализма: Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и др.

Реализм XIX века

Реализм XIX века вырастал, осваивая наиболее плодотворные идейно-эстетические традиции всех предшествовавших, а также сопутствовавших и даже противоборствовавших ему художественных направлений, прежде всего нового классицизма и романтизма, вместе с тем преодолевая их ограниченность.

Классицизм стремился к отражению объективного реального мира, исходя из того, что это возможно только на основе вполне определенных, заранее данных абсолютных критериев истины и красоты. Искусство классицизма могло обобщать реальную действительность, но не в типичных, а в идеализированных или условно схематичных образах, либо необычайно приподнятых, либо приниженных...

Критический реализм

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — определение М. Горького. Название реализма (с 30-х годов XIX века), который воспринял от романтизма критику материального бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Наиболее выдающимися представителями критического реализма были О. Бальзак, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 141.

Научный реализм

НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ - направление в философии науки, для которого характерно признание независимого от сознания существования ненаблюдаемых объектов, постулируемых научными теориями. Отражая характерное для западной культуры представление о науке как наиболее надежном способе познания мира, раскрывающем внутренние механизмы изучаемых явлений и создающем истинную картину реальности, научный реализм возник как реакция на инструментализм, конвенционализм и феноменализм в трактовке научного знания и его отношения к реальности.

Реализм (НФЭ, 2010)

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 века). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях – «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир.

Реализм социологический

РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ - одно из двух основополагающих общетеоретических и методологических воззрений, противоборствующих в западной социальной философии и социологии, согласно которому общество в целом (равно как и отдельные социальные институты: государство, семья и т.д.) выступает как самостоятельная сущность, своего рода субстанция, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов; реализм социологический противостоит номинализму социологическому, вообще отказывающемуся признавать за реальность как общество, так и социальные институты, считая, что таковой обладают лишь отдельные индиви

Реализм (Грицанов, 1998)

РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия. В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется на: 1) - стихийный Р., характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственное содержание опыта; 2) - концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р. - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем...

Реализм (Кириленко, Шевцов, 2010)

РЕАЛИЗМ понятий (лат. realis — вещественный) — направление в средневековой философии, представители которого считали, что общие понятия (универсалии) существуют объективно, вне и до единичных вещей и до всякого познания их человеком. Решение вопроса об универсалиях противоположно концептуализму и номинализму, для которых общее существует лишь в человеческом познании единичных вещей.

Страницы