Риторика

Ораторское искусство

Необходимость выступать с изложением своих взглядов и политических программ перед согражданами, острые споры в народном собрании, частые судебные дела породили потребность в специальных занятиях риторикой. Красноречие весьма высоко ценилось в Греции, и речи не только произносились ораторами, но и облекались в письменную форму, приобретая тем самым характер особого литературного жанра, который оказал значительное влияние на развитие прозаической литературы в целом. К концу V в. до н. э. и особенно в IV в. риторический жанр достиг наибольшего развития.

Риторика (Конт-Спонвиль, 2012)

РИТОРИКА (RHETORIQUE). Искусство дискурса (в отличие от красноречия как искусства речи), направленного на убеждение. Риторика подчиняет форму со всеми ее возможностями убеждения содержанию, то есть мысли. Например, такие формы, как хиазм (212), антитеза или метафора, сами по себе ничего не доказывают и не способны служить аргументом чего бы то ни было, но как вспомогательное средство они могут помочь в убеждении. Поэтому не следует злоупотреблять риторическими приемами. Риторика, тяготеющая к самодостаточности, перестает быть риторикой и превращается в софистику.

Риторика в Византийской империи

РИТОРИКА — наука об ораторском искусстве. Возникла в Греции в V в. до P. X., сложилась в систему в III-II вв. до P. X., с I в. до P. X. получила широкое признание в Риме. Крупнейшими теоретиками античной риторики были Аристотель, Цицерон и Квинтилиан. Классическая риторика делилась на пять частей: нахождение (систематизация содержания речей и используемых в них доказательств, определение темы), расположение (деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение), словесное выражение (учение об отборе слов и их сочетаниях, о словесных образах и риторических фигурах, о стилистике), запоминание и произнесение. Античная риторика, ориентированная главным образом на судебные и парадные речи, была переработана в Средние века в расчете на сочинение писем и проповедей.