Мазар

Мазар (Новиков, 1987)

МАЗАР (араб. - место осмотра, посещения, поклонения) - надмогильные сооружения, мавзолеи в местах захоронения мусульманских религиозные (а подчас и военно-политических) деятелей прошлого. Мусульмане считают, что в этих местах захоронены «святые» и что поклонение мазарам обеспечит заступничество перед Аллахом. В ходе паломничества к мазарам производится жертвоприношение скотом, распространяются разного рода суеверия. Значительную часть паломников составляют женщины и дети.

Мазар

МАЗАР (араб. - место паломничества, поклонения) - место, почитаемое мусульманами как святое; обычно гробница или могила с возведенным над нею сооружением (например, в города Мазари-Шериф и Герат в Афганистане, Бухара и Хива в Средней Азии, Неджеф и Кербела в Ираке, Мешхед и Кум в Иране). Поклонение мазару исторически связано с культом предков и своими корнями уходит к доисламским религиям.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Мазар

МАЗАР (араб. — место поклонения) — одно из названий паломничества к святым местам, которые чаще всего представляют собой могилы святых людей. Паломники обходят вокруг могилы, прикасаются к ней руками и лбом, зажигают в честь святого светильники, оставляют дары или деньги тем, кто ухаживает за могилой.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 131.

Культ мазаров (НКА, 1985)

Один из пережитков древнего культа - поклонение „святым" местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину. Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров. связанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII—VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, за-интересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превратилась в место паломничества и поклонения...