Кияма

Кияма

КИЯМА (араб. — воскрешение мертвых) — один из терминов, которым обозначаются мусульманские эсхатологические представления. Согласно кияме, наш мир конечен; концу света будет предшествовать появление на земле сил зла во главе с неким говорящим зверем в облике человека — злодеем Даджжалем, которому удастся захватить власть на земле, и от него будет страдать все человечество. Однако на борьбу с Даджжалем придут пророк Иса и махди. В страшной борьбе они одержат победу над силами зла, и на земле воцарятся справедливость и благоденствие. Но благодать продлится недолго: вскоре после этого наступит «день восстания из мертвых», или «Судный день». Ангелы громким звуком горнов возвестят о начале Судного дня: упадут звезды, сдвинутся горы, погибнут все живущие в то время люди. После второго звука горна все люди, когда-либо жившие на земле, восстанут из мертвых и соберутся в одном месте. Они долго будут стоять перед Аллахом, отчитываясь за свои поступки. Ангелы принесут книги, в которых записаны грехи и добрые дела каждого человека. На одну чашу весов положат праведные поступки, на другую — прегрешения, если грехи значительно перевесят добрые дела, то такой человек окажется в аду. Однако пророк Мухаммед заступится за тех, чьи грехи не очень тяжки. Но, чтобы проверить склонность человека к грехопадению, всем предложено будет пройти по тончайшему мосту (сират), протянутому над адом в рай. Преодолеть его смогут только праведники, которые вечно будут блаженствовать в раю (джанна); грешники же под тяжестью грехов упадут в ад (джаханнам). Идея Судного дня объединяет ислам с другими монотеистическими религиями. Именно кияма была одним из главных мотивов первоначальной проповеди Мухаммеда. Ранние суры Корана полны ярких описаний конца света, суда над людьми, ада и рая.