Созерцание

Созерцание

СОЗЕРЦАНИЕ – чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке...

Созерцание

СОЗЕРЦАНИЕ (CONTEMPLATION). Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной жизни, чистая радость познания (Аристотель называет это теоретической жизнью, Спиноза — amor intellectualis, т. е. интеллектуальной любовью), истинная любовь к истине. В созерцании объекта «Я» растворяется; спасать становится некого, и это-то и есть подлинное спасение.

Созерцание эстетическое

СОЗЕРЦАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - а) в греческой традиции — всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (… — вид, образ); б) как термин эстетики утвердился в немецкой классической философии (Anschauung — созерцание, anschaulich — наглядный, Anschaulichkeit — наглядность) и обозначал специфическую рефлексию вкуса (И. Кант); непосредственное восприятие предмета, или представление о нем (чаще — зрительное, но не сводимое к нему); в) непонятийное, нерациональное, интуитивное восприятие (романтизм); г) внешнее С.э., обращенное к чувственно-телесной, «овнешненной» предметности, внутреннее С.э. — к идеальным образованиям (Гегель); д) неотъемлемый компонент эстетического отношения к предмету, коррелят понятия вживания в предмет (М. Бахтин)...