Композиция

Композиционные приемы

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ. — методы, при помощи которых происходит объединение компонентов литературного произведения. Наиболее важные — хронология («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мать» М. Горького), ее нарушение («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова), включение лирических отступлений («Страшная месть» Н.В. Гоголя), обрамление прологом («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Фауст» И.В. Гете) и эпилогом («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

Композиция (Гурьева, 2009)

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — сопоставление, связывание) — построение, расположение и взаимосвязь частей, сцен, эпизодов и образов художественного произведения. Является важным организующим элементом художественной формы. Синонимом композиции является понятия «архитектоника», «конструкция», «построение». Нередко композиция отождествляется с сюжетом и системой образов. Существуют различные типы композиций, которые складывались на разных исторических, этапах.

Композиция (Кузнецов, 2007)

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - расположение, составление, сложение) — способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и целым. К. обусловлена способами формообразования и особенностями восприятия, свойственными определенному виду и жанру искусства, законами построения художественного образа, канона в канонизированных типах культуры (например, фольклор, древнеегипетское искусство, восточное, западноевропейское средневековье и т.п.), а также индивидуальностью художника и своеобразием произведения искусства. Иногда помимо К., относящейся к принципам построения формы, употребляется термин «архитектоника», выражающий взаимосвязь компонентов содержания. В теории архитектуры и организации предметной среды используется другая пара соотносимых понятий: конструкция (единство материальных компонентов формы, достигнутое посредством выявления их функций) и К. (художественное завершение конструктив-но-функциональных устремлений художника с учетом особенностей визуального восприятия и художественной выразительности, декоративности и целостности формы)...