Интроекция

Интроекция

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intra - внутри). Психоаналитическое понятие, разработанное Ш. Ференци (Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung // Jahrbucli fur Psychoanalyse und  psychopath. Forschungen. i, 1910; к рус. пер.: Ференци Ш. Интроекция и перенесение. Одесса, 1925). Описывает включение — через механизм идентификации — в структуру «Я» элементов внешнего социального мира (взглядов, установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональных переживаний. При осуществлении этого процесса человек приходит к заключению, что общество является идеалом, и он сам такой же, как его идеал.

Интроекция

Интроекция. Термин интроекция введен Авенариусом, как термин, соответствующий проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания в объект, которое он имеет в виду, можно столь же удачно выразить понятием проекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить термин проекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное “проекции”, а именно он разумеет втягивание объекта в субъективный круг интересов, тогда как “проекция” есть для него выкладывание субъективных содержаний и переложение их в объект.* “Тогда как параноик вытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие, невротик, напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эго возможно большую часть внешнего мира и делает ее предметом бессознательных фантазий”. Первый механизм есть проекция, второй — интроекция. Интроекция есть своего рода “процесс разжижения”, “расширения круга интересов”. Ференци считает интроекцию также и нормальным процессом...

Интроекция

ИНТРОЕКЦИЯ (лат. intro — внутрь, iectio — вбрасывание) — понятие, введенное Авенариусом для истолкования и критики натуралистического и созерцательного (метафизического) материализма, в противовес которому он выдвинул теорию «принципиальной координации». По Авенариусу, интроекция — это недопустимое «вкладывание» в сознание индивида специфически духовного образа, идеального, что приводит к дуализму. Однако диалектический материализм, раскрывая общественно-практическую природу идеального, не сводит его к состояниям лишь индивидуального сознания, рассматривая его как отражение материального.