Идея

Есть идея!
(скандинавский средневековый рисунок)

ИДЕЯ (греч. idea — понятие, представление) — 1) основная мысль, общее понятие о предмете, событии, явлении, продукт человеческого мышления; 2) определяющее понятие, лежащее в основе системы взглядов, теоретической модели; 3) мысль, замысел; 4) стержень литературно-художественного произведения, научной работы.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 171.

 

Идея сверхценная

ИДЕЯ СВЕРХЦЕННАЯ - суждения, мысли, представления, занимающие в сознании субъекта не соответствующее их объективному значению преобладающее положение. Сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями. В отличие от бреда как неадекватного суждения о действительности, они возникают как патологическое преобразование (нередко запоздалое) естественной реакции на реальные события.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 257.

Идея (Юнг)

Идея. В данном труде я иногда пользуюсь понятием “идеи” для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом (см.). Образ может быть личного или безличного происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличается мифологическими свойствами. Тогда я обозначаю его как изначальный или первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологического характера, т. е. если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее.

Идея (Грицанов)

ИДЕЯ - понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое время И.

Врожденные идеи

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В.И. был Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть "припоминание идей", т.е. обращение к В.И. Под В.И. Платон понимал общие понятия. В рационалистской философии 17- 18 вв. (Декарт, Лейбниц) В.И. стали считать очевидные понятия, к ним относили аксиомы математики, положения логики и т.п. Значение В.И.

Идея (Лопухов)

ИДЕЯ — продукт человеческого сознания, мыслительная конструкция, система понятий или зрительный образ, возникающие как отражение в сознании явлений объективной реальности, но содержащие в себе элементы новизны, потенциал развития и потенциал влияния на окружающую действительность. Идеи, отталкиваясь от реального бытия, создают самостоятельное духовное бытие, влияние которого на реальный мир бывает столь сильным, что складывается впечатление об особой, «демонической» власти некоторых из них. Вопрос: правят ли миром идеи или насущные потребности — до сих пор актуален.

Идея (Фролов)

ИДЕЯ (греч. idea — буквально: «то, что видно», образ) — философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория «И.» употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм).

Идея (Конт-Спонвиль)

ИДЕЯ (IDEE). Представление. Идеи видимы только для духовного взора (по-гречески idein означает «видеть»); все, что человеческий ум способен себе представить, может быть названо идеей. Форма дерева, которое я вижу перед собой, это его eidos (образ, видимая форма). Но с точки зрения моего внутреннего восприятия это идея. «Я даю имя идеи, — пишет Декарт, — вообще всему, что содержится в нашем уме, когда мы постигаем какую-то вещь, каким бы способом мы ее ни постигли» (Письмо к Мерсенну, июль 1641 г.).

Врожденности идея

ВРОЖДЕННОСТИ ИДЕЯ (ДОКТРИНА) (INNEISME). Ее сторонники настаивают не на том, что в человеке имеется нечто врожденное (это и так не подлежит сомнению), а на том, что врожденность не сводится к телу, что некоторые идеи и модели поведения «вписаны» в нас от рождения. Они верят не только во врожденный характер тела, но и во врожденный характер духа. Для материалиста признание врожденности в какой-то степени подразумевается само собой. Если тело и дух являют собой единое целое, то из врожденности тела следует и врожденность духа. Мозг по определению является врожденным человеку.

Абсолютная идея (Подопригора, 2013)

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — понятие идеалистической философии о сверхъестественном и ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, «божественной» мысли, безличном разуме, порождающем реальный материальный мир — природу, человека, общество, а также человеческое мышление. Понятие «А. и.» содержится в ряде систем объективного идеализма, главным образом у Гегеля.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 3.

Объективная идея

ОБЪЕКТИВНАЯ ИДЕЯ — в идеализме наивысшее родовое понятие, которое не только обладает объективной реальностью, но и определяет собою чувственное бытие. В зависимости от понимания отношения такого понятия к объективной реальности различаются: 1) дуалистическая теория О. и. (мегарская школа, Декарт), которая учит о сущности вещей как об особой идеальной действительности, не имеющей никакого отношения к чувственному бытию; 2) монистическая теория О.

Страницы