Бабувизм

Бабувисты

БАБУВИСТЫ (франц. babouvistes) - последователи взглядов Г. Бабёфа. После Вандомского процесса (1796-1797) над участниками созданной Бабёфом в 1796 году «тайной повстанческой директории» и казни самого Бабёфа (27 мая 1797 года) бабувисты продолжали свою деятельность совместно с левыми якобинцами. Наполеоновские репрессии привели к почти полному физическому уничтожению всех активных участников этого движения, однако некоторые уцелевшие бабувисты (Ж. П. Дидье и др.) пытались восстановить организации бабувистов и при империи. Сохранение бабувистской традиции связано с Ф. Буонарроти.

Бабувизм (РИЭ, 2015)

БАБУВИЗМ (фр. babouvisme) – система социально-политических взглядов, восходящая к учению Г. Бабёфа. Возникла в посттермидорианский период Французской революции XVIII века под влиянием теорий Ж.Ж. Руссо, Г. Мабли, Морелли, идеологии и практики якобинцев. Бабувизм предполагает возможность установления в обществе грубо-уравнительного, «казарменного» коммунизма путем насильственного захвата власти хорошо организованной группой революционеров. В 1796 году Бабёф вместе с Ф. Буонарроти, О.А. Данте и другими создал тайную организацию для подготовки переворота, призванного установить революционную диктатуру. Однако заговор был раскрыт, а его руководители в 1797 году осуждены: Бабёф и Данте – на смерть, остальные семеро – на тюремное заключение, замененное в 1800 году ссылкой...

Бабувизм (Фролов, 1991)

БАБУВИЗМ — революционное движение во Франции 18 веке за «Республику равных» — единую, управляемую из единого центра, общенациональную коммуну. Движение наз. по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика — Гракха Бабёфа (1760—1797). Бабувизм означал разрыв сложившегося в период революции конца 18 века союза эксплуатируемых, плебеев с буржуазией. Он явился политическим и идейным отражением начала процесса выделения предпролетариата из общей плебейской массы, участвовавшей во фр. революции. Бабувисты — идейные наследники французского материализма 18 века, идей Мелье о народной революции, «рационалистического» коммунизма Морелли, организационного и идейного опыта наиболее левых течений французской революции. Они впервые пытались превратить социализм из теории в практику революционного движения; выдвинули идею о необходимости сохранения диктатуры трудящихся после победоносной революции; высказали положение, что история есть борьба между богатыми и бедными, патрициями и плебеями, хозяевами и слугами, сытыми и голодными. Идейное и организационное наследие Бабёфа и его соратников было важной вехой на пути развития социализма из утопии в науку.