Структура

Пример структуры некой организации.

СТРУКТУРА (от лат. structura – строение, расположение, порядок)  – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. См. ст. Структурализм, Постструктурализм и лит. к ним.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 647.

 

Структура

СТРУКТУРА (от лат. structure — строение, расположение,    порядок),    совокупность    устойчивых    связей объекта,  обеспечивающих его целостность и тождественность  самому  себе,   таким образом  сохранение   основных   свойств при различных внешних  и внутренних  изменениях.

В более широком, нестрогом смысле понятие структура употреблялось в научном и философском обиходе достаточно давно (по крайней мере со средних веков) и выступало в качество одного из способов определения понятия формы (форма как структура, организация содержания). В строгом смысле понятие структура впервые развивается в химии в связи с возникновением в 19 веке теории химического строения вещества. В 1890 году австрийский психолог К. Эрепфельс открыл так называемые гештальт-качества — перцептивные структуры, которые относятся к воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены из свойств элементов (например, свойства аккорда в музыке; свойства мелодии, сохраняемые при транспозиции, т. е. при изменении тональности)...

Структуры социальной концепции

СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ — теории, имеющие в качестве главного объекта изучения социальную структуру. К ним относится большинство ведущих социологических концепций, за исключением «гуманистического направления», представители которого делают упор на изучении сознания человека, методов понимания и интерпретации действий других людей. В противоположность «гуманистическому направлению» структуры социальной концепции носят антипсихологический, объективистский характер, стремятся объяснить поведение индивида или группы с точки зрения их места в социальной структуре.

Структура (Барнесс, 2000)

СТРУКТУРА (STRUCTURE). Сочетание устойчивых проявлений (мотивационных, защитных, контролирующих) психики человека, абстрагируемых от особенностей поведения и анализа интрапсихического содержания. Структура основывается на влиянии конституциональных данностей и факторов внешней среды, проявляющихся в разных фазах развития индивида. Структурные свойства формируются посредством идентификации в ранних отношениях, процессов научения, разрешения адаптивных конфликтов и т.д.

Коммунитас и структура

КОММУНИТАС И СТРУКТУРА - пара контрастных понятий, разработанная английским ученым 20 века В. Тернером и призванная перевести на язык социальной антропологии, этнографии, этнологии ряд философских дихотомий (противоположность мира Я—Ты миру Я—Оно у М. Бубера; противоположность Быть— Иметь у Г. Марселя и Э. Фромма). Резкая критика пороков цивилизации уступает у Тэрнера место спокойной констатации факта вечного сосуществования коммунитас и структуры; это такая же вечная пара, как инь и ян в китайской метафизике; они не вытесняют, а дополняют друг друга, начиная с африканских племен и кончая уходом Будды или Л. Н. Толстого из своего дома. Коммунитас — общение, возникающее в обрядах перехода, в период «лиминальности» (на пороге двух статусов, в состоянии социальной невесомости или беспочвенности)...

Структура (Конт-Спонвиль, 2012)

СТРУКТУРА (STRUCTURE). От латинского structura — устройство, расположение, соединение. Этим словом обозначают сложную заданную совокупность элементов, внутренняя организация которой важнее ее содержательной стороны. Это не столько сумма элементов, сколько система их взаимоотношений, и определением каждого элемента служит не столько то, чем этот элемент является, сколько место, которое он занимает в общей совокупности, и функция, вытекающая из занимаемого им места. Поэтому структурная целостность всегда есть нечто большее, чем просто сумма составляющих ее элементов. Например, возьмем дом.

Структура социальная (Подопригора, 2013)

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — одна из основных категорий социологического анализа общества, обозначающая сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы; в структуре социальной фиксируются свойственные данному обществу способ разделения труда, взаимоотношения классов и других социальных групп, характер функционирования социальных институтов, формы социальной организации и социальных действий.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 427.

Структура (Подопригора, 2013)

СТРУКТУРА [лат. structura — строение, расположение, порядок] — относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; инвариантный аспект системы. В качестве исходных в анализе структуры объекта могут выступать различные понятия. В истории философии первым таким понятием было понятие формы, противопоставленной содержанию. С современной точки зрения, можно сказать, что форма— это структура содержания; однако такое утверждение получает определенный смысл лишь в том случае, если структура определяется независимо от формы, как особое понятие.

Структура (Фролов, 1991)

СТРУКТУРА (лат. structure — строение) — строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С.— неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. В мире не может быть тел без С., без способности к внутренним изменениям. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в др. Благодаря многообразию структурных уровней материи каждая материальная система является полиструктурной.

Структура времени феноменологическая

СТРУКТУРА ВРЕМЕНИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ. В феноменологии различают объективное время существования реальных предметов и имманентное время сознания их, т.к. любое переживание временных отношений в сознании само обладает своей временностью. Анализ именно этого внутреннего времени и составляет собственную задачу феноменологии, тогда как объективное время не является феноменологически данным и подлежит «нейтрализации» в эпохе.