Мистика

Мистика -и, ж. (кон. XVIII в.). 1. Вера в таинственный, божественный, сверхъестественный мир; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. Книги по мистике. «Он [Д. Хармс] интересовался мистикой» (газ.). «Мы не можем судить по внешним проявлениям, мистика ли это. Мы можем судить только по внутреннему состоянию человека» (журн.). 2. Перен. Нечто загадочное, необъяснимое, непонятное. «Мистика пугает, швыряет в отчаяние. Не могу поверить — мистика какая-то! Романтическая мелодрама с элементами мистики» (журн.).

 

Мистика

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный) средневековое - религиозно-философское направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррациональном созерцании и чувстве. Мистика распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым средневековым философом мистического направления был И. Эриугена (9 век). Мистико-пантеистические учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католическим вероучением и было осуждено в 13 веке католической церковью как еретическое...

Мистика (НФЭ, 2010)

МИСТИКА (от греч. μυστικός – таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренческие основы мистики могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют – это личный бог и «единение» с ним – это диалогическое «общение», которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием...

Движение мистиков в XIV веке

Оппозиционное движение немецких бюргеров проявилось в XIV веке и в области идеологии — в религиозном движении так называемых мистиков, возглавленном кёльнским теологом мейстером (магистром) Эккартом и его учениками — Иоганном Таулером и Генрихом Сеузе. Мистики выступали против господствовавшей в католической церкви механической, чисто внешней религиозности, согласно которой сам человек не играет никакой роли в деле «спасения своей души», так как «благодать» сообщается ему в готовом виде духовенством при совершении церковных «таинств».

Мистика (Ильичёв, 1983)

МИСТИКА (от греч. μυστικός — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренческие основы мистики могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозных конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогическое «общение», которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 веке за то, что в экстазе сказал «я есмь истинный», т. е. бог)...

Исихастское движение, мистики

Исихастское движение, захватившее церковную жизнь Византии XIV века, выставило также целый ряд писателей с той или другой стороны, начиная с основателя исихазма на Афоне Григория Синаита. Духовный лидер исихастов Григорий Палама был также автором известного количества догматических сочинений и большого количества проповедей, шестьдесят шесть из которых были обнаружены в одном из монастырей области Метеора в Фессалии. [+1027] Литературная деятельность Никифора Григоры, непримиримого противника исихастов, уже обсуждалась.

Мистика (Грицанов, 1998)

МИСТИКА (греч. mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики. В гносеологическом плане предполагает возможность непосредственного узрения истины в акте соприкосновения души с открывающимся ей трансцендентным оригиналом (см.

Мистика (Кириленко, Шевцов)

МИСТИКА (mistikos — таинственный) — духовная практика непосредственного постижения Абсолюта, сверхъестественного, Бога; философско-теологические теории, обосновывающие возможность познания без посредства разума. Ранние формы мистики обнаруживаются в древних оргиастических культах, в архаических формах религии. Собственно мистическая практика становится возможной после формирования осознанного представления о рациональных способах регулирования человеческого поведения, после развития разумных способов постижения мира. М.

Мистика (Подопригора)

МИСТИКА средневековая — религиозно-философские течения, которые в противоположность, например, схоластике видели путь постижения Бога не в логике и рассуждении, а в сверхразумном созерцании и чувстве. Теоретическим источником средневековой мистики как на Западе, так и на Ближнем Востоке послужили религиозно-мистические концепции, главным образом неоплатонизма, достигшие огромного влияния в эпоху кризиса рабовладельческого общества на исходе античности.

Мистицизм (Орлов)

МИСТИЦИЗМ (греч. mystikos — таинственный) — философско-этические и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировоззрение и практику, исходящую из того, что познание подлинной реальности недоступно разуму и может быть достигнуто только интуитивно-экстатическим путем. Включает широкий спектр разных учений, возникших в древности и активно разрабатываемых в современности с учетом новейших достижений психофизиологических и антропософских знаний.

Мистика (Конт-Спонвиль)

МИСТИКА (MYSTIQUE). Этимология слова отсылает нас к мистериям. Однако мистики, какую бы религию они ни исповедовали, утверждают, что им открыто нечто вполне очевидное. Поэтому поверим им, а не истории слова или суеверию. Итак, мистик это тот, кто видит истину лицом к лицу. Его ничто не отделяет от реальности — ни дискурс (я называю это молчанием), ни отсутствие (я называю это полнотой), ни время (я называю это вечностью), ни, наконец, он сам (я называю это простотой; буддисты употребляют термин анатта (157)). Он сумел преодолеть даже нехватку Бога.

Страницы