Contextus

Контекст (Ильичёв, 1983)

КОНТЕКСТ (от лат. contextus — сцепление, соединение, связь), относительно законченный по смыслу отрывок текста или речи, в пределах которого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельных входящего в него слова, фразы, совокупности фраз. В логике и методологии науки контекст понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории или теория в целом.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Контекст открытия

КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ — понятие методологии науки, характеризующее возможности анализа процессов формирования, совершенствования и развития научно-теоретического знания. Понятие контекста открытия в противопоставлении понятию контекста оправдания было сформулировано в так называемой стандартной концепции анализа, разделявшейся сторонниками логического позитивизма и большинством западных специалистов по методологии науки в 1930—1950-х годах.

Контекст оправдания

КОНТЕКСТ ОПРАВДАНИЯ — методологическое понятие, обозначающее способы и критерии обоснования гипотетически принимаемых научных утверждений или систем утверждений (см. Оправдание теории) посредством прямого или косвенного их сопоставления с эмпирическими данными. Понятие контекста оправдания сформулировано в противопоставлении понятию контекста открытия в т. н. стандартной концепции науки, выдвинутой сторонниками логического позитивизма.

Контекст (Коджаспирова, 2001)

КОНТЕКСТ (в психолингвистике) (от лат. contextus — тесная связь, соединение) — относительно законченный отрывок устной или письменной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение входящих в него слов, выражений и т. д. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются др. (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по контексту».

Контекст (Шапарь, 2009)

КОНТЕКСТ (лат. contextus — соединение, связь) — обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов — слов, выражений или отрывков текста.

Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие высказывания) или весь текст в целом. Отсюда выражение: «понять по контексту». 

Контекст (Грицанов, 1998)

КОНТЕКСТ (лат. contextus - соединение, тесная связь) - квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. К. структурирует веер возможных аспектов грамматического значения того или иного слова или предложения, посредством чего задается определенность смысла языковых выражений в пределах данного текста. Вне К.

Контекст (Райзберг, 2012)

КОНТЕКСТ (лат. contextus — соединение, тесная связь) — 1) относительно законченный отрывок текста, письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет установить, уточнить значение и употребление входящих в него слов и словосочетаний; 2) условия, сведения, с учетом (в контексте) которых надо воспринимать определенные утверждения, события, действия.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 233.

Контекст (Подопригора, 2013)

КОНТЕКСТ [лат. contextus — соединение, тесная связь] — квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. Контекст структурирует веер возможных аспектов грамматического значения того или иного слова или предложения, посредством чего задается определенность смысла языковых выражений в пределах данного текста.