Беседа светская
БЕСЕДА СВЕТСКАЯ (беседа на общие темы) — приятное речевое общение в неповседневной обстановке, демонстрирующее утончённость воспитания и умение проводить время в обществе за лёгкими изящными разговорами. Прямой практической цели не имеет, хотя имеет много различных следствий.
Понятие связано с культурными реалиями XIX века — наличием света как высшего слоя привилегированных классов буржуазно-дворянского общества (см. также светские манеры, светский круг, светские приличия) — и сформирован в оппозициях светское — духовное (религиозное) и светское — иносословное, низкосословное: купеческое, мещанское, крестьянское). Беседа светская являлась неотъемлемой и главной составляющей в культурном сценарии дворянского раута — вечернего собрания без танцев.
В постсоветской России, при отсутствии как дворянства, так и обеих названных оппозиций, жанр, безусловно, трансформировался, но основные свои черты сохранил. Дворянскому рауту относительно соответствует современный официальный приём (собрание приглашённых лиц, чаще всего по торжественному поводу). С позиций современной коммуникативной лингвистики и лингвокультурологии это жанровая разновидность разговорной беседы (см. беседа разговорная), диалог-дискурс в рамках речевого этикета, т.е. протекающий по строгим неписаным правилам учтивости и транслирующий нормы общения путём их демонстрации. Беседа светская исторически сложилась в ситуациях неформального публичного общения достаточно большой группы приглашённых на встречу людей, знакомых в различной степени и не знакомых между собой, её цель — собственно общение: установление и поддержание личных контактов, интеллектуальный и энергетический взаимообмен. Характеризуется свойством публичности, включая в себя полилоги и открытые для внешнего наблюдения диалоги. Особый стилистический параметр данного праздноречевого жанра — эстетизм, риторический идеал — непринуждённая отточенность речи и невербального поведения.
Композиция беседы светской отвечает всем родовым признакам жанра беседы. Специфику составляет регламентированность речевой активности, степень которой ставится в связь с возрастом, известностью, репутацией, речевой одарённостью и др. социально значимыми характеристиками говорящего. В дискурсе отдельного собеседника могут использоваться включённые монологические микротексты: рассказ, анекдот й др. В качестве композиционных частей относительно самостоятельной дискурсивной партии в составе беседы светской выделяются вступление в общий разговор (реализация речевой инициативы или подхвата обсуждаемой темы), основное высказывание (микромонолог или их группа) и завершение партии (путем передачи речевого лидерства или по умолчанию).
Тематика беседы светской прежде всего ориентирована на общность интересов говорящих. Распространены нейтральные общие темы, небезразличные для множества самых разных людей и вошедшие в тематический код речевого этикета (погода, спорт, музыка, значимые культурные прецеденты, домашние животные и др.). Другой информационный ориентир — это новизна сообщения. Свежая, особенно сенсационная информация значительно расширяет круг тем беседы светской, практически делает возможными любые темы (новости политики, экономики, науки), в том числе персоналии. В рамках данного жанра специфичен не столько набор тем, сколько их выбор в соответствии с полом, возрастом, статусом, настроением непосредственного собеседника и участников-наблюдателей, а также характер раскрытия темы. Беседа светская не допускает глубокой проработки каких бы то ни было тем, они подаются вскользь либо фрагментарно и ставятся в тематический ряд. Переход с темы на тему в беседе светской обязателен, полное же аналитическое представление отдельной темы неуместно. В идеале участники беседы светской должны избегать негативных в эмоциональном плане и наиболее острых социальных тем (болезнь и смерть, физическое уродство и бедность, катастрофы и природные катаклизмы), обсуждения негативных сторон личности. При обращении к сенсационной негативной тематике (по сути, сплетням, пустословию и злословию), что реально также было и есть в беседе светской, действует Запрет на открытость и грубость: тема подаётся вскользь, иносказательно, с применением умолчаний, намёков, эвфемизмов.
Базовая для беседы тональность доброжелательности трансформируется в любезность, для которой желательна, но не обязательна искренность. За счёт этого в беседе светской нивелируется разница воспитания и образования, несовпадение политических платформ и нравственных воззрений собеседников, в рамках жанра подчёркивается общечеловеческое духовное родство, предъявляются образцы уважительного общения, исключающего любые проявления агрессии и маскирующего неприязнь. Ситуация публичности придаёт данным действиям ритуальный характер, формирует речевую традицию. В беседе светской не приветствуется аффектация, это холодноватая, сглаженная эмотивная сфера, что также помогает обеспечить психологическое равенство говорящих, свойственное жанру беседы в целом. Стилистически беседа светская настроена на речевое мастерство, артистизм, изощрённость. Возможна соревновательность. Способным на такое самовыражение собеседникам их речевые партнёры охотно уступают речевое лидерство, обеспечивая подголоски.в полилогах и диалогах.
Коммуникативный аспект беседы светской типичен для разговорной беседы, специфику составляет лишь мастерство диалога. Противоречат законам жанра перебивы, включения в чужое высказывание, форсирование Я-темы (см.), требует строгой фильтрации репертуар речевого поддерживания и придерживания. Приветствуются навыки принятия и передачи речевого лидерства, владения паузами, мимикой и другими средствами «внешней речи», тактичное регулирование собственной и чужой речевой активности, избегание острых углов разговора с помощью техники косвенных средств речевого выражения, деликатность реагирования на чужую оплошность или другой недостаток.
Беседа светская представляет собой гибкую жанровую форму, речекоммуникативное качество которой зависит от уровня духовной культуры собеседников и степени их этикетной подготовленности. Владение ролевыми навыками участника беседы светской свидетельствует о высочайшем уровне речевой компетенции. Русской ментальности жанр беседы светской не близок, поскольку в нём размываются самые дорогие понятия отечественной речевой культуры непринуждённого диалога — искренность и задушевность.
♦ Сопоставительное родовое понятие: беседа разговорная. Сопоставительные понятия: беседа семейная, болтовня.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 39-42.