Зевс (Редис, 1993)

ЗЕВС. «Отец богов и людей» у Гомера, с которым римляне идентифицировали своего верховного бога Юпитера. Имя Зевс в разных формах в большинстве индоевропейских языков означает «небо», и в самых ранних его культах связано с вершинами гор и принесением дождя и грозы. Он сохраняет молнию как свой атрибут у Гомера, он становится также покровителем царей и их законного авторитета, а также семей, гостей и просителей. Свержение им Кроноса и битва с титанами знаменует триумф олимпийцев над греческими божествами. Зевсу посвящались несколько народных или местных греческих культов, хотя история о том, что он был сыном Кроноса и воспитанником Амалтеи является критской легендой. Его авторитет основывался на могуществе, а не на морали, поэтому помимо законных детей на Олимпе (Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Дионис), у него было много других любовей и детей (см. Антиопа, Каллисто, Даная, Ио, Леда, Семела).

В классические времена Зевс стал верховным гражданским богом как покровитель закона и справедливости,— таковым он выступает в пьесах Эсхила. Его храмы отличались особенным великолепием; например, в Храме Зевса в Олимпии высилась огромная статуя из золота и слоновой кости (работа Фидия), которую видел и описал Павсаний. Позже его имя использовалось стоиками как синоним божественного принципа.

Из сохранившихся изображений Зевса самое известное — Зевс из Отриколи эпохи эллинизма.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 106-107.

Понятие: