Библейская критика (КСА, 1987)
БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА — интерпретация и оценка мифологического, религиозного, философского, этического и художественного материала, составляющего Библию, а также осмысление отраженных в ней явлений материальной и духовной жизни. Библейскую критику принято делить на рационалистическую и историческую. Первая восходит ко 2 веку н. э. и связана с памфлетом «Правдивое слово» римского писателя Цельса. Рационалистическая библейская критика занимается установлением противоречий и разночтений, анализом мифических сказаний и библейской картины мира, смысла предписаний и поучений Библии. Выдающимися представителями рационалистической библейской критики были французские материалисты и просветители 18 века: Ж. Мелье, Вольтер, П. Гольбах, К. Вольней, С. Марешаль. Историческая библейская критика восходит к 16 веку, но всестороннее развитие связано с «Богословско-политическим трактатом» выдающегося голландского философа Б. Спинозы. Историческая библейская критика исследует историю происхождения библейских книг и их содержание, прибегая к помощи лингвистики и археологии. Наиболее известными представителями ее были французский врач Ж. Астрюк, немецкие библиоведы В. де Ветте, К. Граф и Ю. Велльгаузен, представители так называемой тюбингенской школы Ф. Бауэр, Д. Штраус и Б. Бауэр, а также мифологической школы Дж. Робертсон, А. Древе и С. Люблинский. Ученые-марксисты П. Лафарг, И. И. Скворцов-Степанов, Н. М. Никольский, Ем. Ярославский, И. Г. Франц-Каменецкий, А. Б. Ранович и др., опираясь на принципы марксистско-ленинской методологии, наметили новые пути в библейской критике. Исследуя библейские тексты, они связывают их с социально-экономической, политической и духовной историей древних народов.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 30-31.