Реальность социальная
РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - особая, нередуцируемая форма существования человеческой реальности, специфику которой составляет совместное бытие индивидов в организованных социальных формах. Реальность социальная — это то во внеиндивидульной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Это наиболее широкий социальный феномен, органическое целое, состоящее из совокупности институтов, норм, ценностей, моделей поведения.
Методологически реальность социальная интерпретировалась по-разному, что имеет долгую историю. Так, на ранней стадии существования социологии как самостоятельной науки возникла так называемая органическая школа (Г. Спенсер, А. Шеффле, А. Эспинас и др.), представители которой интерпретировали реальность социальную как своего рода организм, работающий по аналогии с биологическим.
Э. Дюркгейм предложил свою парадигму понимания реальности социальной как стоящей над индивидом могущественной силы, как системы, обладающей непреодолимой силой принуждения по отношению к индивиду. Методологическим принципом построений Дюркгейма был принцип так называемого социологизма, согласно которому социальное должно объясняться из социального же, без привлечения других: физических, экономических и прочих реальностей. Реальность социальная для Дюркгейма нечто гораздо большее, чем просто совокупность индивидов. Это, прежде всего, ценности, наделенные сакральной значимостью, и такое «социально сакральное» господствует в сознании индивидов. Реальность социальная существует и развивается по своим законам, оборачиваясь к индивидам той своей гранью, которую можно назвать социальным детерминизмом: общество властвует над индивидом, заполняя его сознание своими идеями и образами.
Функционализм рассматривает реальность социальная как самоорганизующуюся систему, все части которой выполняют те или иные функции, направленные на сохранение и жизнеспособность целого. С этой точки зрения, целое полностью определяет части, реальность социальная всецело детерминирует жизнь и сознание индивидов. В дальнейшем идеи функционализма получили развитие в рамках структурного функционализма Т. Парсонса, рассматривавшего общество как систему, состоящую из подсистем. Если попытаться охарактеризовать парадигму функционализма в целом, то она состоит в видении реальности социальной как самовоспроизводящегося целого, утверждающего себя в этом качестве, сопротивляясь деструктивному влиянию внешней среды.
К функциональному подходу примыкает интегративное понимание реальности социальной П.А. Сорокина, рассматривающего ее как продукт взаимодействий: «Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы взаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности оно имеет ряд свойств, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не «вне» индивидов и «независимо» от них, а лишь как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно...»
В основе конфликтологического подхода лежит представление о динамическом характере реальности социальной. Для конфликтологов суть реальности социальной — это борьба, непрекращающийся конфликт. Р. Дарендорф, например, считает, что основной социальный конфликт фокусируется вокруг власти. К конфликтологическим теориям реальности социальной можно отнести и известную всем нам теорию классовой борьбы К. Маркса. Это классический пример конфликтологического подхода, за исключением того, что в конечном счете марксистское понимание реальности социальной имеет утопическую, выходящую за пределы конфликтологической парадигмы, направленность.
В символическом интеракционизме (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер) реальность социальная рассматривается как сеть символических значений, которая не статична, а динамична, и творится людьми в процессе социального взаимодействия. В этой парадигме доминирует представление об изменчивости реальности социальной, которая не сводится к застывшим структурам, а ежеминутно возникает заново, перекраивается, течет в потоке времени вслед за изменениями в символических значениях, происходящими спонтанно по ходу взаимодействия.
Современные социологи Н. Луман, Ю. Хабермас и другие отмечают недостаточность и ограниченность дискурсивного познания реальности социальной как таковой. Хабермас говорит о «незавершенном проекте» современного общества, определяемом дискурсивной моделью, нагруженной гуманистическим контекстом. Согласно Луману, имеется некий зазор между дискурсивной идеальной концепцией — «незавершенным проектом» — общества и эмпирической реальностью социальной. Познание последней является частью системы и представляет собой самоописание общества, его подсистему.
Согласно А. Турену реальность социальная может исследоваться, только если разложить ее на множество полей. Ее нельзя понимать как тот или иной социальный строй, а следует видеть в нем реальные процессы социальные действия. Подход Турена абсолютно динамичен, и реальность социальная для него — это не система социальных институтов, а власть, переплетение влияний и конфликтов. Это не только воспроизводство институтов и отношений, но и непрерывное самотворение. Реальность социальная сама себя творит, сама за собой наблюдает, социология образует как бы ее зеркало.
Ю.Г. Волков, В Н. Нечипуренко
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 387-388.
Литература:
Сорокин П.А. Система соц-и. Т. 1. М., 1993; Резник Ю.М. Введение в соц. теорию. Соц. эпистемология. М., 1999; Общая соц-я: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М., 2000; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.