Государственность

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ - 1) государство, находящееся в развитии (1); 2) качественное состояние государства, характеризующееся такими факторами, как духовное состояние общества, специфика исторического периода его развития, наличие определенных форм социального общежития и государственного управления (3); 3) государство в его отношении к социуму (5); 4) отношение между «верховной властью и союзом людей» (4). В исторической науке термин «государственность» часто некорректно используется в качестве синонима таких понятий, как государство, государственный строй, политическая организация общества. Под государственностью следует понимать, во-первых, особую форму организации общества, включающую в себя как государственно-правовые, так и идеократические явления, во-вторых, принципы взаимодействия государства с окружающей действительностью. В этом плане государственность можно рассматривать как государственно-организованную форму общества, включающую государственно-правовые структуры и институты, национально-государственную идею и социальные практики ее реализации. Государственно-правовые структуры и институты, осуществляющие управление обществом, выполняют интеграционную, мобилизационную и регулятивную функции. Национально-государственная идея - это система санкционируемых государством представлений об идеалах и долговременных целях развития общества, а также принципах взаимодействия государства с обществом, человеком, социоприродной средой и внешним миром. Национально-государственная идея как санкционируемая государством система представлений об идеалах и долговременных целях развития общества, задает в нем «общее дело» и формирует единый символический универсум и нормативно-ценностный порядок. Символический универсум, генерируемый государственностью, придает ей легитимный характер, опирающийся на представления о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы социальному локализму и хаосу. Национально- государственная идея и социальные практики ее реализации, задавая «социальную литургию», формируют осознанные и неосознанные конативные установки, обусловливающие социальные действия и взаимодействия в обществе. Таким образом, Г., устанавливая единый нормативно-ценностный порядок, выступает формой административно-правовой, национально-этнической и социокультурной интеграции общества.

Р. А. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 81-82.

Литература:

1) Венгеров А. Б. Будущее российской государственности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 1.С. 20; 2) Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4. С. 23-26; 3) Лукьянова Е. А. К вопросу о специфике российской государственности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 3. С. 14; 4) Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 27; 5) Четкое М. А. Государственность как атрибут цивилизации: кризис, угасание или возрождение? // Международная экономика и международные отношения. 1993. № 1. С. 31.