Дошкольные учреждения
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - ясли, детские сады, а также ясли-сады (объединённые детские учреждения), предназначенные для общественного воспитания и элементарного обучения детей, начиная с младенческого до старшего дошкольного возраста (включительно). В дошкольных учреждениях дети получают необходимое питание и уход, осваивают элементарные знания, умения и навыки. Помещение детей в дошкольные учреждения осуществляется по желанию родителей. Как правило, такое желание продиктовано потребностью матери высвободить время для профессиональной и хозяйственной деятельности. В экономическом и бытовом аспекте такое решение диктуется особенностями жизни конкретной семьи и едва ли подлежит обсуждению. Однако с психологической точки зрения вопрос о помещении ребёнка в дошкольные учреждения является остро дискуссионным. Даже некоторые приверженцы общественного воспитания издавна отмечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребёнка исключительное значение, и общественное воспитание может выступить ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области детской психологии. Практика служит явным подтверждением их настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли. Значительная часть детей раннего возраста плохо адаптируется к такой перемене в своей жизни. В первые дни пребывания в непривычной среде многие дети демонстрируют возбуждение и беспокойство, а потом становятся вялыми и заторможенными. Это происходит вследствие острой эмоциональной реакции на отрыв от матери, столкновение с незнакомыми людьми, смену всего распорядка жизнедеятельности. Нередки и вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина - эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.
Вопрос о помещении ребёнка в ясли, как правило, встаёт перед матерью в связи с окончанием оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком, а именно - по достижении им возраста трёх лет. Ещё совсем недавно оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком заканчивался по достижении им возраста 1-1,5 лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст - наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие. Попав в руки др. взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном к себе отношении (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребёнка по прошествии некоторого времени сменяется заторможенностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития. Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяются условиями воспитания в раннем детстве, такие дети впоследствии демонстрируют недостаточную инициативность и гибкость в принятии решений. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и др. невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами - психологическими.
Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребёнка в ясли, отдавать его туда следует не ранее, чем по достижении двухлетнего возраста. У двухлетних детей привязанность к матери уже не сопровождается обострённой зависимостью от неё, а страх перед незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям дошкольного учреждения проходит без серьёзных осложнений. Но это не касается физически и нервно ослабленных детей; их помещение в ясли вообще едва ли целесообразно.
В трёхлетнем возрасте дети поступают в детский сад. Отношение психологов к этому учреждению не столь однозначно отрицательное. Это объясняется особенностями психического развития детей дошкольного возраста. В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками ещё отсутствует или выражена слабо. Игровые действия ребёнок предпочитает осуществлять индивидуально, и даже когда несколько детей играют одновременно, это скорее «игра рядом», а не «игра вместе». В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками для ребенка довольно ограничены. В детском саду ребёнок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребёнка. Таким образом, принимая решение, какое воспитание - общественное или исключительно семейное - получит ребёнок в дошкольном возрасте, родителям в любом случае необходимо осознавать положительные и отрицательные стороны того и др. варианта, максимально использовать первые и стараться компенсировать вторые.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 206-207.