Эрос (Кузнецов, 2007)
ЭРОС — древнегреческое понятие, по преимуществу связанное с платонической традицией, обозначает особый род любви, отличный от филии Эмпедокла и христианской агапэ. У Платона («Пир», «Федон» и др.) и в платонизме Э. — побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, Добра и Красоты. Согласно мифологическому учению об Э., изложенному в «Пире» Платона, Э. — не бог, а демон, некий полубог, рожденный от Пороса-богатства и Пении-бедности, а потому стремящийся к мудрости и красоте, но не обладающий ими вполне. Таким образом, Э. служит посредником между двумя мирами, он соединяет в себе идеальную природу с чувственной, добро со злом, мудрость с невежеством. Эротическая любовь в таком случае трактуется как ностальгия по абсолютному, как влечение несовершенного к совершенному с тем, чтобы восполнить собственную неполноту. Ее низшее проявление — половая любовь, служащая рождению тела, чем увековечивается смертная природа живых существ. Высшее проявление Э. в душах добродетельных также побуждает их к рождению, но не в смертном мире, а в красоте и бессмертии умного мира.
Концепция Э. в античности разрабатывается также Аристотелем, у которого он приобретает ярко выраженную космологическую функцию («Метафизика», 1072 b2), Плотином («Эннеады», III5), который перетолковывает миф Платона в духе стоической аллегории. В эллинистической философии Э. низводится до уровня недолжной «страсти», препятствующей апатии и атараксии, которыми должен обладать мудрец.
Исключительное влияние платоническая концепция любви оказала на Вл. Соловьева и эстетику русского символизма.
Литература:
Платон. Пир.Федр/Соч. ВЗ-хт. М., 1990 и комментарии к ним;
Lotz J.В. Die Stufenderliebe. Eros, Philia, Agape. Fr. am Main, 1971.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 706-707.