Сюрреализм (Лопухов)
СЮРРЕАЛИЗМ — направление в искусстве, духовной жизни вообще, сложившееся в начале XX в. (особенно во Франции) в рамках общего течения — модернизма как реакция на духовную дисгармонию индустриального, капиталистического мира, на возрастающую антигуманность XX века. Сюрреалисты призывали освободить человеческое «Я» от «оков» материализма, рационализма, логики, разума, традиционной эстетики, понимаемых ими как уродливое порождение технократической буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие способности человека. Подлинные истины бытия, по их мнению, скрыты в сфере бессознательного (влияние учения 3. Фрейда), и настоящее искусство призвано вывести их оттуда, выразив художественными средствами. Иными словами, художник в своем творчестве должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа: сновидения, галлюцинации, воспоминания младенческого возраста, мистические видения, интуицию и пр. Сюрреалисты строили, создавали свои произведения на предельной парадоксальности, эффекте неожиданности, соединении несоединимого, на разрыве всяких логических связей. За счет этого и возникала особая, ирреальная художественная атмосфера (творчество С. Дали, X. Миро, Г. Арпа и др.). Приемы сюрреализма до сих пор используются в изобразительном искусстве, кинематографе, «театре абсурда» (Э. Ионеско, С. Беккет), в оформительском искусстве, на телевидении, в политической символике, рекламе и т. д.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 410-411.