Доступность обучения
ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - соответствие содержания и объёма изучаемых знаний возрастным особенностям учащихся, а также имеющимся у них знаниям и представлениям - один из основных дидактических принципов. Зависимость доступности обучения от возрастных особенностей учащихся не означает, что каждому возрасту соответствуют якобы неизменные, раз и навсегда установленные, доступные ему содержание и объём знаний. Возможности усвоения знаний во многом определяются методами обучения и зависят от соблюдения учителем многих психологических и дидактических требований. Одно из основных среди них - отношение к ученику не как к объекту педагогических воздействий, а как к субъекту учебной деятельности, от активного участия которого зависит успех обучения, продвижение в умственном развитии. Правильное понимание и применение принципа доступности и посильности имеют чрезвычайно большое значение для умственного развития учащихся.
Проблема допустимого уровня трудности обучения очень сложна. Посильность выдвигаемых перед учеником трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые являются движущей силой учения. Лёгкость обучения снижает не только мыслительную активность, но и интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает интерес к учению. Правильно определённая посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся. В этом проявляется особая взаимозависимость между обучением и развитием. Обучение и учитывает уровень развития учащихся, и одновременно содействует его повышению. Должно осуществляться развивающее обучение.
В последние десятилетия под влиянием данных специальных психолого-педагогических исследований, выявляющих зависимость между со-держанием, объёмом и трудностью изучаемого материала и темпом умственного развития учащихся (Л.B. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), было предложено строить учение не в точном соответствии с уже достигнутым уровнем развития умственных сил и познавательных возможностей обучаемых, а с некоторым их опережением, т.е. с ориентацией на их перспективное развитие. Для того, чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые лежат в зоне ближайшего (потенциального) развития, а отсюда и известный пересмотр того, что включается в понятия «преодоление посильных трудностей» и «доступность учебного материала». Исследования показали, что долгое время недооценивались познавательные возможности учащихся начальной школы. Результаты этих исследований были учтены при переработке учебных планов и программ начальной школы: в них был включён учебный материал, требующий более интенсивной умственной деятельности. Работа по определению оптимального соотношения между объёмом, глубиной усваиваемых знаний и познавательными возможностями уч-ся разных возрастов продолжается.
Некоторые зарубежные психологи утверждают, что принцип посильности и доступности следует применять не к содержанию, а лишь к методам обучения, что якобы любому ребёнку на любой стадии развития можно с успехом преподавать любой предмет в достаточно полноценной форме. Весь вопрос заключается лишь в методах преподнесения этих знаний (Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977).
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 204-205.