Энтелехия (Кузнецов, 2007)
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ἐντελέχια - завершение, осуществление, от ἐντελής — завершенный и ἔχω — иметь, быть в состоянии) — термин-неологизм в учении Аристотеля, означающий актуальную действительность некоторой вещи, ее деятельное состояние или действие, либо завершенность, осуществленное единство самого предмета, его свойств и образа действия. Актуальному бытию вещи противостоит ее потенциальное, возможное бытие — … (термин означает как силу, способность, т.е. особенное свойство, качество, так и чистую возможность, еще не перешедшую в осуществленность, а именно так Аристотель понимает свою материю). С другой стороны, Э. - осуществленность, реализация вещью самой себя, поскольку сам термин образован от слова … — граница, конец, предел, цель, поэтому Э. соответствует целевой причине. Достижение Э. — это обретение своей формы, своего предела и цели. Таким образом, в ряде значений Э. совпадает с термином «энергия», и они употребляются как синонимы, а в ряде они различаются и энергия обозначает сам процесс перехода вещи из состояния потенциального в актуальное, а Э. — конечный результат, цель этого процесса.
Представление об Э. также тесно связано с аристотелевским учением о движении, которое занимает главное место в его «Физике», т.к. природа, являющаяся частью его исследования, есть начало движения и изменения (Физ. 200b). Движение определяется им через два пункта: «от» и «к», т.е. акцент Аристотель ставит именно на том, что движется, и на место, из которого и в которое движется тело. Движение в свое место есть движение к своей собственной форме, т.е. движение в свое место является пределом и целью любого естественного движения. Когда тело стремится к своему собственному месту, оно стремится к себе, достигая себя, оно реализует себя, осуществляет свою форму и предназначение. Таким образом, представление об Э. тесно связано с понятием формы (см. «О душе», 414а, 16). Осуществленность вещи, способность стать собой, т.е. переход ею в актуальное состояние, есть процесс обретения формы, достижение Э.
В зависимости от состояния вещей Аристотель в трактате «О душе» выделяет первую (или простую) и вторую (высшую) Э. Так, душа является первой Э. естественного тела, наделенного жизнеспособностью. На латинский термин «Э.», равно как и энергия, был переведен словом actus и в таком виде вошел в понятийный арсенал схоластики.
Литература:
Аристотель. Собр. соч. Т. 1. М., 1975; Т. 3. М., 1983.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 701-702.