Эмпатия (Кузнецов)
ЭМПАТИЯ (англ. empathy — вчувствование) — понятие современной философии и психологии, означающее целостное восприятие, проникновение, сопереживание или вживание во внутренний мир другого человека, в котором сохраняются и принимаются все эмоциональные и интеллектуальные нюансы душевной жизни другого. В философии Дильтея способность к Э. рассматривалась в качестве условия возможности понимания реалий исторической, культурной и частной человеческой жизни. Согласно Дильтею, центральным понятием философии которого является «жизнь», необходимо проводить четкое разграничение между миром природы и человеческим миром. Задача философии как науки о духе — понять «жизнь» исходя из нее самой, основным методом для этого является понимание — непосредственное постижение, целостное переживание. Понимание собственной жизни происходит путем интроспекции, а чужой — посредством Э. Все феномены культуры возникают из единого целого человеческой души, следовательно, их адекватное понимание невозможно через концептуализацию, но возможно через проникновение, соотнесение себя с душевным миром другого, вчувствования в него, а также через реконструкцию исходных состояний на основе Э. Таким образом, в применении к изучению культуры прошлого Э. выступала как один из основных методов интерпретации. Такая трактовка понимания, как Э., была подвергнута критике за излишний психологизм и не воспринята философской герменевтикой. Как трансцендентальный феномен Э. рассматривалась Гуссерлем при анализе проблемы интерсубъективности. Э. у него понималась как способ конституирования другого Я, как завершающая стадия симпатии, сознания в состоянии согласия с другим, позволяющая пережить возможность почувствовать себя другим, пожить в другом. В психологии и, в частности, в гуманистической психотерапии Роджерса Э. считается основным способом коммуникации в клиентоориентированной терапии. Благодаря Э. между клиентом и терапевтом становится возможен такой контакт, в котором терапевт деликатно и непредвзято поддерживает клиента во всех его проявлениях и переживаниях, а тот в свою очередь получает возможность обсуждения своих проблем и движения в сторону гармонизации своей личности.
Литература:
Дильтей В. Описательная психология. М., 1997;
Он же. Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах // Новые идеи в философии. 1912. № 1. СПб.;
Rogers С.R., Stevens В. Person to person. СА, 1962.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 697-698.