Постсоветская философия

4. ФИЛОСОФИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: 90-е гг. Крушение советского государства и коммунистической идеологии создало новые условия для философских исследований. Далеко не всегда и не во всем эти условия были благоприятными. Резкое сокращение государственного финансирования Российской Академии наук и высшего образования сузили возможности научных коммуникаций, проведения философских симпозиумов, конгрессов, закупки литературы. Ослабли связи российских философов с философами из бывших союзных республик. Общеполитический фон тоже не был очень благоприятным для философской работы.

Тем не менее в этот период происходят изменения, важные и исключительно благоприятные для научной работы в области философии. Прежде всего это появление ничем не заменимого главного условия настоящего философского исследования – духовной свободы. Стало возможным изучать те проблемы, которые ранее по сути дела были под запретом, выдвигать и отстаивать разные философские позиции – лишь бы они были достаточно аргументированными и интересными. Российские философы уже не связаны внешними требованиями маскировать любые свои разработки официальной марксистской риторикой. Это благотворно сказывается и на трудах тех, кто продолжает работать в марксистской философской традиции. Но рядом с ней сложились иные подходы, ориентированные на использование продуктивных идей и методов, возникших в рамках немарксистских направлений мировой философии, в т.ч. русской религиозной философии Серебряного века. Наряду с продолжением исследований в тех областях, в которых отечественные философы достигли очевидных успехов ранее (в частности, в теории познания, логике и методологии науки), начинается формирование новых исследовательских областей: политическая философия, философия религии. Принципиально новый вид приобретает социальная философия. По сути новой областью стало изучение русской религиозной философии. Важную роль организатора новых исследовательских направлений играет Институт философии РАН (директор с 1988 В.С.Степин). Происходит реформа преподавания на философском факультете МГУ (декан с 1988 В.В.Миронов). Наряду с журналом «Вопросы философии» (главный редактор с 1988 В.А.Лекторский), который продолжает выходить и завоевывает новый круг читателей – не только среди философов, но и среди других представителей интеллигенции, – начали издаваться иные философские журналы, некоторые из них выходят и сейчас: «Человек», «Философские исследования», «Логос», «Метафизические исследования» и др. Появились новые философские ежегодники: «Историко-философский ежегодник», «Логические исследования», «Философия науки» и др. Возник ряд новых философских факультетов не только в Москве, но и в других городах.

В эти годы произошел существенный поворот в проблематике и характере обсуждения проблем социальной философии. Получили новый импульс разработки, учитывающие важнейшую роль динамики базисных ценностей культуры в воспроизводстве и развитии общества. Была предложена концепция типов цивилизационного развития, синтезирующая положительные результаты цивилизационного и формационного подходов (В.С.Степин). Были проведены исследования мировоззренческих аспектов современных российских реформ, условий и возможностей формирования новой общенациональной идеи, осознания своей культурно-цивилизационной и геополитической идентичности (А.С.Панарин, И.К.Пантин, В.М.Межуев, А.А.Кара-Мурза, Л.В.Поляков, В.Г.Федотова и др.). Изучались проблемы становления гражданского общества в России, исторического выбора путей развития страны (А.С.Ахиезер, В.Е.Кемеров, H.H.Козлова и др.), ценности различных групп российского общества и их понимание свободы и политического плюрализма (Н.И.Лапин, В.А.Ядов).

В рамках впервые возникшей в России политической философии велось исследование таких ранее не изучавшихся в стране проблем, как демократия, авторитаризм и бюрократия, рациональность в политике, политика и мораль, политическая мифология, судьбы либеральных идей в современном мире, и др. (Т.А.Алексеева, В.Н.Шевченко, Б.Г.Капустин, М.А.Ильин, И.И.Кравченко, Е.В.Осипова, А.В.Шестопал, А.Ю.Мельвиль и др.).

Религиозная философия впервые была конституирована как область исследования. Тем не менее за немногие годы ее существования появились фундаментальные разработки этой проблематики: религия и онтология человека, вера и трансценденция, вера и знание и др. (Л.Н.Митрохин, В.И.Гараджа, Ю.А.Кимелев и др.). Изучались также проблемы роли религиозности в современной России.

Исследование истории русской философии как бы пережило новое рождение. Это было связано с обращением к изучению русской религиозной философии, которая играла исключительно важную роль в развитии русской культуры, но изучение которой ранее практически было под запретом. За сравнительно небольшой период в этой области была проделана большая работа. Значительным событием не только в философии, но и в российской культуре в целом стало издание классиков русской философии, некоторые из которых вынуждены были эмигрировать из страны после прихода к власти большевиков. Это издание было начато в конце 80-х гг. Институтом философии РАН совместно с журналом «Вопросы философии», а затем подхвачено многими другими издательствами. Выход этих книг обогатил историко-философские исследования и позволил существенно по-новому взглянуть не только на багаж русской философии, но и на ряд важных и для наших дней проблем: вера и знание, нравственность и религия, онтология человеческого бытия и знания и др. Исследования русской философии Серебряного века показали, что русская духовная традиция содержит идейный потенциал, существенно важный для выработки нового мировоззрения как необходимой предпосылки перехода от техноцентризма индустриальной цивилизации к культуроцентризму постиндустриального общества (М.Н.Громов, С.С.Хоружий, Н.К.Гаврюшин, В.В.Сербиненко, Е.Б.Рашковский, В.К.Кантор, А.И.Алешин, А.Ф.Замалеев, Е.Г.Бонецкая, Р.А.Гальцева, С.Г.Семенова, Л.А.Коган, З.В.Смирнова, В.Ф.Пустарнаков, З.А.Каменский, M.A.Маслин, А.И.Абрамов и др.).

Существенно обновилась проблематика и в других областях философии.

В теории познания начали разрабатываться вопросы, которые до недавнего времени не анализировались. Были выявлены различные типы рациональности и проанализированы основные тенденции становления нового типа рациональности, связанного с изучением сложных исторически развивающихся человекоразмерных систем и с новыми особенностями социального и культурного развития (В.А.Лекторский, П.П.Гайденко, В.С.Швырев, М.А.Розов, Н.С.Мудрагей, И.П.Фарман и др.). Изучались вненаучные формы знания (обыденное знание, миф, религия) в их взаимодействии с наукой (И.Т.Касавин, В.Н.Порус). Начали изучаться эпистемологические проблемы «виртуальной реальности» (В.М.Розин). Впервые стала исследоваться обширная тематика эволюционной эпистемологии (И.П.Меркулов, В.Н.Садовский, И.А.Бескова, А.В.Кезин и др.). Были предприняты интересные попытки анализа ряда современных проблем, лежащих на стыке теории познания, этики, социальной философии: проективное сознание, утопическое сознание, рациональность и социальный критицизм и т.д. (В.А.Лекторский, Е.Л.Черткова, Е.П.Никитин, З.А.Сокулер, H.M.Смирнова, Α.Α.Новиков, Г.Д.Левин, Ε.В.Семёнов и др.). Была подвергнута критическому анализу т.н. «ленинская теория отражения» (Л.А.Микешина и др.). Плодотворно исследовалась проблема сознания и самосознания (Ф.Т.Михайлов).

В области философии науки были проанализированы изменения ценностно-мировоззренческих оснований научной картины мира в связи с освоением в науке и технике сложных исторически развивающихся, человекоразмерных систем. Были исследованы социокультурные аспекты развития современного научного знания, показано, что современные научные представления о мире не только развивают западноевропейские традиции, но и начинают коррелировать с многими ценностями восточных культур. Это делает науку важнейшим фактором диалога культур в современном мире (В.С.Степин). Исследование мировоззренческих и методологических проблем теории сложных самоорганизующихся систем стало одним из важных направлений работы специалистов по философии науки. Был выявлен базисный категориальный статус в современной науке понятий случайности, независимости, неопределенности, спонтанности, хаотичности, предложено обобщение принципа причинности, которое включает в себя понятие когерентности (В.И.Аршинов, И.А.Акчурин, Ю.В.Сачков, Е.А.Мамчур, Г.И.Рузавин и др.). Философия науки раскрыла такие особенности новой научной парадигмы, складывающейся на рубеже веков, как глобальный эволюционизм и коэволюция (Η.Η.Моисеев, И.К.Лисеев, А.П.Огурцов), самоорганизация (С.П.Курдюмов и др.), этическая регуляция научной и технической деятельности. Были изучены социокультурные (в частности, религиозные) истоки становления естествознания, исторические закономерности классического и неклассического этапа развития науки (П.П.Гайденко, Л.А.Маркова и др.). Успешно разрабатывались философские проблемы экологии (Э.В.Гирусов, А.А.Горелов, В.А.Кутырев и др.).

Новые наукоемкие технологии в медицине обострили внимание к проблемам биомедицинской этики, к возможностям и границам морального и правового регулирования экспериментов на животных и тем более на людях, трансплантации органов, новых репродуктивных технологий, клонирования человека (Б.Г.Юдин, В.П.Тищенко, А.П.Огурцов, Л.В.Коновалова и др.).

Российские логики продолжали активно исследовать современную тематику, углубляя и расширяя круг исследуемых вопросов. Изучались природа логических форм и законов, вопросы семантики возможных миров, вопросы релевантной и многозначной логики и др. (В.А.Смирнов, Е.Д.Смирнова, А.С.Карпенко, Е.А.Сидоренко, В.К.Финн, Ю.В.Ивлев, В.А.Бочаров, В.И.Маркин, В.Л.Васюков, А.М.Анисов, В.М.Попов и др.). Углублялись международные связи отечественных логиков. В 1997 и 1999 в Москве прошли Международные Смирновские чтения по логике и методологии науки (памяти выдающегося отечественного философа и логика В.А.Смирнова), собравшие известных специалистов по философии и логике из разных стран мира.

Изучение проблем этики науки и биоэтики происходило в контексте серьезных изменений в этических исследованиях в целом, в которых на первый план выдвинулись проблемы ненасилия, защиты личности и ее прав, толерантности, уважения к другому, диалога с другими культурами (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян, В.И.Бакштановский, В.Н.Назаров, Ю.В.Согомонов, А.П.Скрипник, О.С.Соина и др.). Специалисты по этике начали обсуждать такие проблемы, которые ранее практически не изучались: справедливость, милосердие, благотворительность, эвтаназия, смертная казнь и т.д. Продолжены исследования в области теоретической этики (Л.В.Максимов, А.И.Бродский и др.), выдвинута оригинальная концепция происхождения сознания в контексте нравственно-культового поведения (Ю.М.Бородай). По-новому была поставлена проблема соотношения морали и права (Э.Ю.Соловьев).

Важное место в разработке проблем эстетики занимал сравнительный анализ западной, русской и восточной эстетических традиций, особенности классической и неклассической эстетики (А.А.Михайлов, М.С.Каган, Л.Н.Столович, Е.Г.Яковлев, К.М.Долгов, Н.Б.Маньковская и др.). Впервые было осуществлено системное исследование православной художественно-эстетической культуры Древней Руси (В.В.Бычков).

Философская антропология получила новое развитие. Исследование этой тематики было связано с анализом современных сдвигов в культуре, с переходом к постнеклассической парадигме в социальной жизни и науке (В.А.Подорога, М.К.Рыклин, П.С.Гуревич и др.).

Исследования в области западной философии продолжали весьма интенсивно развиваться. В центре интересов специалистов в этой области были вопросы взаимоотношения влиятельных философских традиций и современности: картезианская традиция в современном мышлении, средневековая западная философия и современность, идеи И.Канта в современном контексте, взаимоотношения философии модерна и постмодернизма и др. (Т.И.Ойзерман, Н.В.Мотрошилова, П.П.Гайденко, В.П.Гайденко, В.В.Соколов, А.Л.Доброхотов, С.С.Неретина, Т.Б.Длугач, В.А.Жучков, М.А.Гарнцев, В.В.Васильев и др.). Предпринимаются попытки более углубленной интерпретации истории европейской мысли. Особенно большой размах получили исследования современной западной философии (А.М.Руткевич, А.Ф.Зотов, Н.С.Юдина, А.Ф.Грязнов, М.С.Козлова, Н.С.Автономова, В.В.Бибихин, В.И.Молчанов и др.), сопровождавшиеся изданием новых текстов современных западных авторов, до этого не издававшихся в России (М.Хайдеггер, Л.Витгенштейн, Ж.Деррида и др.).

 

В России сложился плодотворно работающий центр по сравнительному изучению западной и восточной философии (М.Т.Степанянц, Е.А.Фролова, А.В.Смирнов, В.К.Шохин, В.Г.Лысенко и др.).

Появились новые учебники, свободные от догматики официального марксизма-ленинизма. Это учебники по философии (А.Г.Спиркин, В.В.Миронов и В.Г.Кузнецов), по этике (А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян), социальной философии (К.X.Момджян), по философии науки и техники (В.С.Степин, М.А.Розов и В.Г.Горохов), по логике (Ю.В.Ивлев, А.А.Ивин), по истории философии (под ред. Н.В.Мотрошиловой и А.М.Руткевича), восточной философии (М.Т.Степанянц) и др.

Важным фактом развития философских исследований в России было продолжение работы уже существующих философских центров в разных регионах и формирование новых. При этом произошло существенное обновление проблематики в тех центрах, которые сложились ранее. В Санкт-Петербурге успешно продолжалось исследование проблематики философии и методологии науки (В.П.Бранский, А.С.Кармин, С.С.Гусев и др.) и вместе с тем развиты новые подходы в философии культуры (Ю.Н.Солонин, Б.В.Марков, М.С.Каган, Г.Л.Тульчинский и др.), в истории русской философии (А.Ф.Замалеев, Т.В.Артемьева, К.Г.Исупов и др.). В Екатеринбурге исследовалась тематика социальной философии (А.В.Гайда, В.Е.Кемеров, А.В.Перцев), истории философии (К.Н.Любутин и др.). В Ростове-на-Дону изучалась проблематика философии культуры (Ю.А.Жданов), истории философии (Г.В.Драч и др.). В Самаре возникла оригинальная школа философии культуры (В.А.Конев и др.). В Калининграде появился центр по изучению философии И.Канта и по логике (В.Н.Брюшинкин и др.). В Новосибирске успешно продолжалось исследование проблем методологии науки (В.В.Целищев, В.Н.Карпович и др.). В Томске исследовались проблемы феноменологии, философии Хайдеггера и Виттгенштейна (Ε.В.Борисов и др.).

Зародилась традиция проведения Российских философских конгрессов. В их организации активную роль сыграло Российское философское общество (И.Т.Фролов, А.Н.Чумаков), деятельность которого особенно интенсифицировалась со 2-й пол. 90-х гг. 1-й Конгресс прошел в 1997 в Санкт-Петербурге, 2-й в 1999 в Екатеринбурге.

В эти годы приобрели совершенно новый характер научные связи российских философов с зарубежными коллегами. Институт философии РАН начал осуществлять ряд крупных проектов с философами США, Англии, Франции, Германии, Индии, Китая и других стран. Московский, Санкт-Петербургский и другие университеты страны установили деловые контакты с философами из многих стран мира. Важную роль в развитии творческих контактов российских философов с зарубежными коллегами сыграло проведение в 1993 ХIХ Всемирного философского конгресса в Москве.

Поиск новых точек роста философского знания, формирование культуры научной работы в условиях свободы, отклик на новые проблемы современной культуры, освоение отечественной философской традиции, открытость новым идеям Запада и Востока – так можно было бы определить главный итог в развитии философских исследований в России в этом десятилетии.

В. А. Лекторский, А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 206-209.