Советская философия. Десталинизация
СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 3. ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60–80-е гг. Критика сталинизма, начавшаяся на XX съезде КПСС, постепенно создала новую атмосферу для советской философии. В 60–70-е гг. узловым пунктом всех философских исследований в стране стали проблемы теории познания и методологии науки.
Начиная с 60-х гг. появилась генерация философов (тогда это были молодые люди), которые всерьез отнеслись к идее научного и гуманистического прочтения ряда мыслей К.Маркca. Философия была понята ими как теория познания, точнее, как теория научного познания. Разная интерпретация теории познания, так же как и разное истолкование философско-методологических идей К.Маркса, сразу же определила возникновение различных научных школ, вступивших в творческое соревнование друг с другом. Их лидерами на первых порах были Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев – тогда молодые преподаватели философского факультета МГУ. В 1955 философский факультет МГУ подвергся идеологическому разгрому после работы специальной комиссии ЦК КПСС именно по причине распространения среди молодежи «ревизионистских» идей. После этого Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев перешли на работу в Институт философии РАН: заниматься научными исследованиями им было позволено, а распространять свои идеи путем преподавания не разрешалось. В связи с их работами, посвященными изучению логической структуры «Капитала» Маркса, в отечественную философию вошел целый ряд проблем, которые стали интенсивно обсуждаться: диалектика абстрактного и конкретного, исторического и логического, строение теоретического знания, взаимоотношение теоретического и эмпирического знания и др. При этом советские философы опередили в эти годы своих зарубежных коллег в постановке и решении ряда проблем: понимание теоретической нагруженности эмпирических высказываний, исторический подход к анализу научного познания и др. Исследование проблем теории познания и методологии науки в 60–70-е гг. в советской философии было определено пионерскими исследованиями Э.В.Ильенкова, А.А.Зиновьева и их последователей. Этой же проблематикой начинают заниматься философы старшего поколения – М.М.Розенталь, Л.А.Маньковский и др.
Идеи Э.В. Ильенкова в области теории познания повлияли на ряд философов. Из них исходил Г.С.Батищев, который впоследствии перешел к изучению проблем философской антропологии и создал собственную школу анализа глубинного общения. Исходя из ряда идей Э.В.Ильенкова, собственные теоретико-познавательные и методологические концепции разрабатывали В.А.Лекторский, Л.К.Науменко, Ж.М.Абдильдин, А.Касымжанов и др. Работы Э.В.Ильенкова оказали существенное влияние на исследования в области философии сознания и философской психологии Ф.Т.Михайлова, на работы М.Б.Туровского в области теории мышления, на работы А.С.Арсеньева 60-х гг.
Широкий резонанс в советской философии 60–70-х гг. вызвала дискуссия о проблеме идеального. Э.В.Ильенков, исходя из идей немецкой классической философии и опираясь на работы Маркса, разработал оригинальную концепцию идеального как продукта человеческой деятельности и вместе с тем как особого рода объективной реальности, с которой должен считаться каждый индивид и которая определяет психическую жизнь личности. Эта концепция была воспринята рядом психологов, работавших в русле идей Л.С.Выготского и психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко и др.). Однако представители официальной советской философии того времени обвинили Э.В.Ильенкова в отходе от материализма. Критика концепции Э.В.Ильенкова проводилась также и с иных позиций, апеллировавших к достижениям теории информации, физиологии высшей нервной деятельности, кибернетики (Д.И.Дубровский).
В работах А.А.Зиновьева, посвященных логике «Капитала», упор делался на анализ разнообразных логических приемов. Из школы А.А.Зиновьева вышли исследования методов исторического анализа Б.А.Грушина, а также первые работы М.К.Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и взаимоотношению формы и содержания в теоретическом мышлении. Из этой школы вышел и Г.П.Щедровицкий, который затем основал собственную школу (Н.Г.Алексеев, О.В.Генисаретский, И.С.Ладенко и др.). Последняя в 60–80-е гг. работала в рамках Московского методологического кружка. В центре работы кружка было исследование проблем мышления, понятого как особая содержательно-формальная деятельность. Первоначально концепция школы Г.П.Щедровицкого обозначалась как «содержательно-генетическая логика». Потом она переросла в концепцию мыследеятельности и от исследования мышления перешла к проектированию систем деятельности в разных сферах. Тесные отношения школа установила с психологией (В.А.Лефевр, Н.И.Непомнящая, Ю.В.Громыко и др.) и педагогической наукой.
Особое место в советской философии этого времени занимают работы М.К.Мамардашвили. Он не создал самостоятельной школы, но оказал влияние на многих отечественных философов не только этого времени, но и последующего поколения. В 70-е гг. он переходит от исследования проблем логики, методологии и теории познания к изучению проблем сознания и создает оригинальную философско-антропологическую концепцию, используя при этом идеи не только Маркса, но и феноменологии, и экзистенциализма.
В эти годы выходит целый ряд интересных исследований Б.М.Кедрова, в которых он развивает идеи исторического подхода к анализу научного знания и разрабатывает проблемы методологии науки, используя при этом большой материал истории естествознания.
В 70–80-е гг. интенсивно работала школа В.С.Библера (А.В.Ахутин, Л.А.Маркова, С.С.Неретина, В.Л.Рабинович, Т.Б.Длугач и др.). В.С.Библер разрабатывает оригинальную концепцию мышления как диалога разных логик и переходит к изучению проблем познания в рамках философской теории культуры. Идеи В.С. Библера применялись к изучению истории философии, истории естествознания, а также в психологии и педагогике («школа диалога культур»).
Оригинальная школа логики и методологии науки возникает в 60-е гг. в Киеве. Лидером этой школы стал П.В.Копнин, разработавший принципы соединения содержательного и формально-логического анализа научного знания. В рамках киевской школы логики и методологии науки был создан ряд исследований (М.В.Попович, С.Б.Крымский, П.И.Дышлевый и др.).
В Минске возникла школа методологии науки, основанная на идеях В.С.Степина. В центре этих исследований были проблемы генезиса теоретического знания в рамках взаимодействия научной картины мира, теоретических схем, формального (в т.ч. математического) аппарата, практических и идеальных операций. Идеи В.С.Степина повлияли на исследование проблем методологии науки многими отечественными философами, работавших в других регионах страны, в т.ч. в Москве.
В Новосибирске плодотворно работала школа методологии науки, основанная на идеях М.А.Розова о социальной памяти и «социальных эстафетах».
В целом исследование проблем теории познания и методологии науки переживает в 60–80-е гг. большой подъем. В это время ведется интенсивное изучение таких проблем, как взаимоотношение теории и эмпирии (Т.И.Ойзерман, В.С.Швырев, Л.А.Микешина и др.), идеализации и формализации (Д.П.Горский, А.Л.Субботин), объяснения и описания, проблемы моделирования (Е.П.Никитин, Б.С.Грязнов, Б.А.Глинский, В.А.Штофф и др.), гипотетико-дедуктивная модель развития науки (И.П.Меркулов, А.А.Печенкин), роль конструктов и идеальных объектов в построении теорий (А.Ф.Зотов, А.И.Ракитов, Е.Е.Ледников и др.), аксиоматический способ построения теории (Г.И.Рузавин), знание как исторический процесс (А.Л.Никифоров, А.А.Ивин), соизмеримость теорий (Е.А.Мамчур). Критически исследовались постпозитивистские концепции науки (Е.Л.Черткова, В.Н.Порус, М.С.Козлова). Большие дискуссии велись по проблемам знака и значения (И.С.Нарский, А Ф.Полторацкий), по проблемам теории сознания (А.Г.Спиркин, Д.И.Дубровский). Разработка теоретико-познавательной тематики должна была вестись в рамках т.н. «ленинской теории отражения» (это было обязательным идеологическим условием). Но даже при этом ряд философов смогли обсуждать реальные проблемы современного познания (которые сегодня являются предметом дискуссии в когнитивной науке), используя аппарат теории информации и кибернетики (В.С.Тюхтин, А.М.Коршунов и др.).
В 70-е гг. на передний план в изучении теоретико-познавательной тематики выдвигаются вопросы социально-культурной природы познавательной деятельности. Одним из основных центров разработки этой тематики становится сектор теории познания Института философии РАН. Здесь исследуются проблемы культурной опосредованности субъектно-объектных отношений (В.А.Лекторский), рефлексия как социально-культурный феномен (В.С.Швырев), культурно-исторический подход к проблеме рациональности (Н.С.Автономова, Б.И.Пружинин), проблема понимания (В.П.Филатов), роль традиции как когнитивного и социально-культурного феномена в трансляции знания (И.Т.Касавин, В.Н.Порус) и др.
Важную роль в разработке проблем методологии науки играли в эти годы системно-структурные исследования (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.). В контексте этих исследований удалось изучать такие проблемы, как системность, целостность, организация, структура и др., структурный подход к анализу изменений (А.А.Малиновский, Ю.А.Урманцев, Ю.А.Шрейдер, А.И.Уёмов и др.).
В 60-е гг. осуществлялось построение различных моделей субординации и систематизации философских категорий (В.С.Библер, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугаринов, А.П.Шептулин и др.).
В эти годы с большим успехом шло изучение проблем современной формальной логики (в виде символической логики). Большое влияние на переориентацию логических исследований в нашей стране оказал в это время А.А.Зиновьев, который уже в сер. 60-х гг. перестал разрабатывать программу содержательного анализа логических приемов теоретического познания (именно эта программа повлияла на становление методологической школы Г.П.Щедровицкого, на ранние работы М.К.Мамардашвили и др.) и начал заниматься символической логикой. Эта переориентация формальнологических исследований на современную проблематику была поддержана П.В.Таванцом, а затем развита В.А.Смирновым, который в 70–80-е гг. создал и возглавил оригинальную логическую школу. В работу по изучению современных проблем логики интенсивно включились Е.К.Войшвилло, Д.П.Горский, В.К.Финн, Е.Д.Смирнова, Е.А.Сидоренко, В.А.Бочаров, А.С.Карпенко, Ю.В.Ивлев, Б.Н.Пятницын, А.А.Старченко и др. Развернулись исследования по истории логики (В.Ф.Асмус, П.С.Попов, А.С.Ахманов, Н.И.Стяжкин, Б.В.Бирюков и др.). Логиков-философов активно поддержали логики-математики: С.А.Яновская, А.А.Марков, А.В.Кузнецов и др. Работы отечественных логиков получили международное признание.
Весьма интенсивно в эти годы разрабатывались философские проблемы естествознания под руководством Б.М.Кедрова, И.В.Кузнецова, М.Э.Омельяновского, И.Т.Фролова. Возникло большое направление с многообразной и разветвленной тематикой: проблема причинности в современной науке, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, принцип редукции, проблема глобального эволюционизма и др. (работы Н.Ф.Овчинникова, С.В.Илларионова, С.Т.Мелюхина, Ю.В.Сачкова, В.С.Готта, Л.Б.Баженова, Ю.Б.Молчанова, Э.М.Чудинова, И.А.Акчурина, Е.А.Мамчур, И.С.Алексеева, В.И.Купцова, В.В.Казютинского, К.X.Делокарова, А.Д.Урсула, Н.Т.Абрамовой, Г.Б.Жданова, В.И.Свидерского, В.П.Бранского, А.М.Мостепаненко, М.В.Мостепаненко, А.С.Кравца, Я.Ф.Аскина, Р.С.Карпинской, А.Я.Ильина, И.К.Лисеева, Г.А.Югая и др.). В 70-е гг. в разработке философских проблем естествознания приняли активное участие крупные ученые разных специальностей (П.Л.Капица, В.А.Фок, В.А.Амбарцумян, Н.П.Дубинин, В.А.Энгельгардт, Д.А.Беляев и др.). В 70–80-е гг. впервые в нашей стране начинает разрабатываться проблематика философии техники и технических наук (В.В.Чешев, В.Г.Горохов, В.М.Розин и др.).
К разработке тематики логики и методологии науки и философских проблем естествознания непосредственно примыкали философско-методологические проблемы истории естествознания, исследовавшиеся в основном в Институте истории естествознания и техники РАН. Объектами изучения были вопросы логики истории науки, взаимодействия истории науки и истории философии, научные революции, проблемы дифференциации и интеграции наук, преемственности и прерывности в их развитии (Б.М.Кедров, П.П.Гайденко, А.П.Огурцов, Б.Г.Юдин, Н.И.Родный, В.С.Черняк, В.Л.Рабинович, А.В.Ахутин, В.П.Визгин, Л.А.Маркова, Н.И.Кузнецова, И.И.Мочалов и др.).
С нач. 60-х гг. стали регулярно проводиться Всесоюзные конференции по логике и методологии науки, на которых встречались и активно взаимодействовали философы и специалисты в области частных наук из самых разных регионов Советского Союза. Эти конференции были местом сопоставления разных подходов, рождения новых идей. В эти же годы периодически проводились Всесоюзные конференции по философским проблемам естествознания, которые стали местом встреч философов и представителей современных естественных наук. Советские философы сумели в эти годы установить уважительные и плодотворные отношения с естествоиспытателями, что резко контрастировало с тем, что имело место в 30–40-е гг.
В 60–70-е гг. появляются работы, которые можно с полным основанием отнести к зарождающейся философской антропологии. Ряд философов в эти годы приходит к мысли о невозможности исследования проблем теории сознания вне рамок целостной философско-антропологической концепции. В кон. 60-х гг. (посмертно) была опубликована работа C.Л.Рубинштейна «Человек и мир», в которой разработана оригинальная концепция онтологии человеческого сознания (ученики С.Л.Рубинштейна А.В.Брушлинский и К.А.Славская попытались впоследствии применить его идеи к исследованию философских оснований психологии). Этой тематике посвящены работы М.К.Мамардашвили 80-х гг. И.Т.Фролов исследовал феномен человека (в частности, проблемы смысла жизни и смерти в единстве биологических и аксиологических аспектов). Концепцию глубинного общения разрабатывал Г.С.Батищев. Работы Н.Н. Трубникова посвящены времени человеческого бытия. Проблемам свободы и самореализации человека были посвящены исследования Б.Т.Григорьяна, Л.П.Буевой, М.С.Кагана, А.Г.Мысливченко. О проблемах идеала, веры, надежды, любви как смысложизненных ориентациях писали В.И.Шинкарук, В.И.Иванов.
Успешно работал в области философско-антропологической и этической тематики О.Г.Дробницкий. Вопросы этики начинают исследоваться в работах А.Ф.Шишкина, А.И.Титаренко, А.А.Гусейнова, Л.В.Коноваловой, Л.М.Архангельского, Ф.А.Селиванова, Г.Н.Гумницкого, К.А.Шварцман, В.Т.Ефимова, В.Г.Иванова, И.В.Рыбаковой, С.Ф.Анисимова, О.П.Целиковой, П.М.Егидеса и др.
Широко развернулись исследования по теории и истории эстетики (М.Ф.Овсянников, М.А.Лифшиц, А.В.Михайлов, Б.И.Шрагин, Л.Н.Пажитнов, А.В.Гулыга, В.В.Ванслов, Е.Г.Яковлев, К.М.Долгов, В.В.Бычков), структуре категорий эстетики «возвышенное», «прекрасное», «трагическое», «комическое» и др. (А.Я.Зись, Л.Н.Столович, Ю.Б.Борев, В.П.Шестаков), соотношению массового и элитарного искусства (Ю.Н.Давыдов), эстетическому воспитанию (Н.И.Киященко), критическому анализу современной европейской эстетики. Исключительное значение имел выход многотомной «Истории античной эстетики» А.Ф.Лосева.
Начинает складываться философия культуры как исследовательская область. На данную проблематику выходит В.С.Библер в 80-е гг. Те же вопросы начинает изучать М.К.Мамардашвили. Огромное влияние на их разработки оказали идеи М.М.Бахтина, которые были сформулированы еще в 20–40-е гг., но стали широко известными и начали ассимилироваться лишь в 60–70-е гг. Оригинальную концепцию культуры как коммуникативной системы создал в эти годы М.К.Петров, хотя большинство его работ было опубликовано лишь после его смерти, в 90-е гг. Проблематика теории культуры успешно исследовалась В.М.Межуевым, Э.А.Маркаряном, М.С.Каганом и др.
С нач. 60-х гг. начинается подъем в изучении истории западной философии. Методологические проблемы историко-философских исследований разрабатывались Т.И.Ойзерманом, А.С.Богомоловым, З.А.Каменским. Историко-философская наука обогатилась трудами по античной (А.Ф.Лосев, В.Ф.Асмус, М.А.Дынник, Ф.X.Кессиди, А.Н.Чанышев), средневековой философии (Г.Г.Майоров), философии эпохи Возрождения (В.В.Соколов), философии Нового и Новейшего времени (М.Ф.Овсянников, В.М.Богуславский, А.В.Гулыга, Н.В.Мотрошилова и др.). Исследовались различные направления современной западной философии – феноменология, экзистенциализм, неотомизм, философская антропология, критический рационализм, прагматизм, неопозитивизм, герменевтика, структурализм и др. (К.С.Бакрадзе, П.П.Гайденко, Э.Ю.Соловьев, З.А.Какабадзе, М.А.Киссель, Б.Т.Григорьян, Г.М.Тавризян, Ю.К.Мельвиль, Н.С.Юлина, И.С.Нарский, В.С.Швырев, М.С.Козлова, А.Ф.Грязнов, А.Ф.Зотов, Н.С.Автономова, В.Н.Кузнецов, И.С.Вдовина, Т.А.Кузьмина, А В.Михайлов и др.). Появились серьезные исследования формирования и развития взглядов К.Маркса (Т.И.Ойзерман, Н.И.Лапин). Большое значение имело многотомное научное издание классических философских текстов, многие из которых были впервые опубликованы на русском языке (в серии «Философское наследие»).
Исследование истории русской философии велось односторонне. Практически не изучалась история русского идеализма. Ряд работ по истории русской философии не отвечал высоким научным требованиям. Все же и в этой области в эти годы появились серьезные исследования. Это были работы по истории русского любомудрия 20–30-х тт. 19 в. (З.А.Каменский), по истории русского утопического социализма прошлого века – А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский (З.В.Смирнова, Е.Г.Плимак, А.И.Володин, Ю.Ф.Карякин), по философии русского народничества (И.К.Пантин, В.Ф.Пустарнаков, В.Г.Хорос), по другим проблемам (Л.А.Коган, М.Т.Иовчук, А.Д.Сухов, М.А.Маслин, В.А.Кувакин, А.А.Галактионов, П.Ф.Никандров).
В самостоятельное направление складывается изучение истории философии в странах Востока – Китае, Индии, Японии, Иране, арабских странах (С.Н.Григорян, М.Т.Степанянц, А.В.Сагадеев, В.Г.Буров, Е.А.Фролова, В.С.Костюченко и др.).
К нач. 70-х гг. в СССР сложились национальные и региональные философские сообщества со своей проблематикой и исследовательскими программами. В то же время между этими сообществами шло интенсивное взаимодействие. Поэтому интересные исследовательские результаты становились достоянием всех советских философов. Так, напр., исследования ленинградских философов ориентировались прежде всего на онтологическую проблематику и философские вопросы естествознания (В.И.Свидерский, В.П.Бранский и др.), на проблемы логики (О.Ф.Серебрянников, И.Н.Бродский и др.). В Ростове-на-Дону сложился коллектив исследователей философии культуры (Ю.А.Жданов, М.К.Петров, В.Е.Давидович), проблем логики (Ю.Г.Гладких). В Новосибирске, кроме деятельности школы М.А.Розова, шли исследования по философии науки, по изучению интеллектуальных систем (И.С.Ладенко, Г.А.Свечников, О.С.Разумовский, В.В.Целищев, В.Н.Карпович и др.). В Свердловске разрабатывались проблемы социальной философии (М.Н.Руткевич, Л.Н.Коган и др.), философской антропологии (К.Н.Любутин), теории познания (Г.А.Курсанов). В Томске группа философов занималась методологией науки (А.К.Сухотин, В.В.Чешев и др.). В Воронеже исследовалась вероятностная картина мира (А.С.Кравец и др.).
В республиках СССР философские сообщества тоже имели свои исследовательские программы. На Украине успешно работала школа логики и методологии науки (П.В.Копнин, М.В.Попович, С.Б.Крымский и др.) и школа философской антропологии (В.И.Шинкарук, В.И.Иванов, Л.В.Яценко и др.). В Белоруссии интересные результаты по философии науки были получены в рамках школы В.С.Степина. Известность приобрели труды казахских философов по теории диалектики, стимулированные идеями Э.В.Ильенкова (Ж.М.Абдильдин, А.Касымжанов, Л.К.Науменко, М.Нысанбаев и др.). В Таджикистане плодотворно занимался философскими вопросами космологии А.Турсунов, историей философии В.Диноршоев. В Киргизии были развернуты исследования по проблемам коммуникации и понимания (А.А.Брудный и др.). В Грузии велись исследования по истории новейшей философии (К.С.Бакрадзе, З.М.Какабадзе, А.Бочоришвили и др.), этике (Г.Д.Бандзеладзе), по эстетике (Н.З.Чавчавадзе, Е.И.Топуридзе и др.), по современным проблемам логики (Л.Эсакия, М.Бежанишвили, Л.Мчедлишвили и др.). Философы Армении интенсивно разрабатывали проблемы семиотики (Г.А.Брутян, Л.А.Абрамян), философии культуры (Э.А.Маркарян). Всемирную известность получила Тартуская школа по семиотике (во главе с Ю.М.Лотманом). В Эстонии также успешно изучались проблемы теории познания и методологии науки (Я.К.Ребане, Л.О.Вальт и др.). В Литве исследовались философские проблемы современной формальной логики (А.Павилёнис и др.), этики (В.Жямайтис).
Таким образом, в эти годы развивались разные философские школы, которые спорили друг с другом и обогащали друг друга. Все они противостояли философскому догматизму, который насаждался идеологическим руководством и проявлялся прежде всего в преподавании философии (и выражался в текстах учебников и учебных программ по философии). Вместе с тем разные школы отличались друг от друга также и по своему отношению к марксистскому наследию. Если некоторые из них пытались развивать в современных условиях определенные идеи, которые содержались в работах Маркса, то другие использовали марксистскую терминологию для развития идей, близких неопозитивизму, экзистенциализму или феноменологии. Отдельные философы, которые ранее были приверженцами идей раннего Маркса, начали затем соединять его идеи с идеями феноменологии, экзистенциализма и других течений современной философии (С.Л.Рубинштейн, М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищев, H.H.Трубников, А.С.Арсеньев и др.).
Значительное влияние на развитие философских исследований в СССР оказало издание в 1960–70 гг. пятитомной «Философской энциклопедии» (большую роль в этом сыграл А.Г.Спиркин как один из главных организаторов этого издания). С помощью «Энциклопедии» в философские обсуждения были введены многие новые для того времени проблемы и понятия (так, напр., в 1-м томе была опубликована статья А.А.Зиновьева «Восхождение от абстрактного к конкретному», в 3-м томе вызвавшая бурную дискуссию статья Э.В.Ильенкова «Идеальное»). В этом издании было напечатано множество статей А.Ф.Лосева по истории античной философии. Впервые были опубликованы статьи по многим проблемам современной западной философии. Именно на страницах «Энциклопедии» (и в эти годы только в этом издании) появились первые серьезные исследования истории русского философского идеализма (С.С.Аверинцев, С.С.Хоружий, Р.А.Гальцева и др.).
Очень важную роль в советской философии этих лет играл журнал «Вопросы философии», особенно во 2-й пол. 60-х и в 70-е гг., когда его главным редактором был И.Т.Фролов, а заместителем М.К.Мамардашвили. Журнал в эти годы стал как бы своеобразным местом притяжения для многих наших интеллектуалов, при этом не только философов. С журналом активно сотрудничали такие выдающиеся ученые, как Н.Н.Семенов, П.Л.Капица, М.А.Марков, В.А.Энгельгардт, Д.А.Беляев, и др. На его страницах обсуждались проблемы философии науки, культуры, образования, истории, которые были связаны с главными мировоззренческими исканиями того времени. Существенным для развития философии был также регулярный выход журнала «Философские науки» (особенно тогда, когда его главным редактором был В.С.Готт), в котором публиковались статьи не только по теоретическим проблемам философии, но и по вопросам преподавания философии.
Вместе с тем развитие философии в эти годы проходило в непростых условиях. Если в области теории познания, философии и методологии науки, логики, в ряде областей философской антропологии, этике, эстетике, философии культуры, истории философии удалось не только выдвинуть новые идеи, но и создать активно работающие научные школы, то в области социальной философии (она, как особенно тесно связанная с политикой, всегда подвергалась жесткому идеологическому контролю) сделать это было гораздо сложнее. Тем не менее такие попытки предпринимались. Это прежде всего разработка В.Ж.Келле, Ю.М.Бородаем и Е.Г.Плимаком аутентичного Марксового понимания общественно-экономической формации и демонстрация его современного значения (исследование было сразу же осуждено как ревизионистское). Это изучение методологических проблем исторической науки (А.Я.Гуревич, М.Я.Гефтер, Б.Ф.Поршнев, А.И.Ракитов и др.). Это исследование отдельных вопросов социальной философии в работах М.Я.Ковальзона, Ю.И.Семёнова, В.Г.Афанасьева, Ю.К.Плетникова, В.И.Толстых, Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, В.Е.Кемерова, Г.В.Осипова, Р.Г.Яновского, А.К.Уледова, А.М.Ковалева и др. В это же время начинается основательное исследование философии религии Л.Н.Митрохиным.
Некоторые области философского знания, такие, напр., как политическая философия, вообще не могли существовать в эти годы. Русская религиозная философия, являющаяся неотъемлемой частью русской культуры, практически была под запретом. Хотя первые исследования такого рода все же появились в «Философской энциклопедии», всякая дальнейшая работа в этом направлении была остановлена. Отечественная философская мысль с трудом находила пути для диалога с различными течениями мировой философии. Правда, ряд важных шагов все же был сделан: переводилось немало работ современных западных авторов, особенно по проблемам логики и методологии науки, советские философы стали регулярно участвовать в Всемирных философских конгрессах и конгрессах по логике, философии и методологии науки. Однако постоянного рабочего взаимодействия с западными коллегами, особенно с теми, кто разрабатывал фундаментальные проблемы метафизики, философской антропологии, социальной и политической философии, не было.
Власти по-прежнему требовали от философов идеологического обеспечения политики партии в виде разработки вопросов научного коммунизма, философского комментария и пропаганды текущих партийных решений, подготовки учебников, излагавших официальную версию философии диалектического и исторического материализма и т. п. Широкая публика судила о советской философии прежде всего по этим работам, которые отбивали вкус к настоящей философской мысли у тех, кто их читал. Наши крупнейшие философы были известны лишь в узких кругах интеллигенции (хотя в это время у них установились хорошие контакты с рядом психологов, педагогов, историков, социологов, математиков, естествоиспытателей).
В. А. Лекторский, А. П. Огурцов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 202-206.