Авторитет (БСЭ, 1969)

АВТОРИТЕТ (нем. Autoritat, от лат. auctoritas - власть, влияние), в широком смысле - общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (авторитет родителей, врачей и т. д.); в более узком значении - одна из форм осуществления власти. Часто говорят об авторитете закона, какого-либо правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости большинством людей, на которых распространяется их действие.

Авторитет выражается в способности лица или группы лиц (носители авторитета) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование авторитета связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что связано со сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителей авторитета. При этом предполагается способность носителя авторитета в принципе обосновать свои требования.

В производственной, политической и других сферах общественной жизни деятельность отдельных индивидов во многом определяется специальными органами и должностными лицами, которые принимают решения и контролируют их исполнение. Это признаваемое подчинёнными право и есть авторитет, отличающийся таким образом от других форм осуществления власти, например, от произвола.

Формы, в которых авторитет воплощается, и сферы его действия зависят от исторической ступеней развития общества, идеологических представлений, определяющих источники и критерий законности власти. В традиции, идущей от английского философа Гоббса (1588-1679) и др. утилитаристов, проблема авторитета выступала в виде дилеммы "свобода"- "авторитет", причём под последним понимался лишь авторитет верховной власти, "суверенный авторитет". Гоббс видел в "суверенном авторитете" единственное средство спасения общества от анархии, от "войны всех против всех". Анархисты, наоборот, противопоставляли авторитету полную свободу индивида от общества, автономию личности. Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) предложил типологию авторитета, по которой авторитет может основываться либо на рациональных установках - формально определенной системе правил, касающихся способов приобретения власти и границ её применения; либо на традициях, когда законность порядка вытекает из представления о нём как о священном и неизменном; либо на так называемой "харизме", когда авторитет связан с личной приверженностью лидеру, наделённому в глазах его последователей исключительными качествами мудрости, героизма, святости. Такого рода авторитет, по Веберу, присущ пророкам, проповедникам и политическим вождям. Традиция и харизма господствовали в добуржуазных обществах. Рациональный авторитет утверждается со становлением буржуазного общества, хотя не исчезают и другие виды авторитета.

Ф. Энгельс, анализируя проблему авторитета, называл взгляды анархистов и антиавторитаристов "антисоциальными" и считал, что "нелепо... изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии - абсолютно хорошим" ("Об авторитете", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 304). Энгельс обосновывал необходимость авторитета для любого социального устройства. "...Известный авторитет каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны известное подчинение, независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательны для нас при тех материальных условиях, в которых происходит производство и обращение продуктов" (там же). Энгельс отмечал, что промышленность, транспорт, любая организация не мыслимы без авторитета, господствующей воли, представленной либо одним лицом, либо определенным органом. При этом Ф. Энгельс подчёркивал, что действие авторитета должно быть ограничено только теми сферами общественной жизни, для которых он необходим (см. там же). В то же время Маркс и Энгельс решительно выступали против "чрезмерной веры" и "суеверного преклонения" перед авторитетом, против культа личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 384 и т. 34, с. 241).

В. И. Ленин отмечал необходимость авторитета, дисциплины во время труда (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 203). Отвергая мнимую революционность, выступающую против всяких авторитетов, и казённые авторитеты буржуазной науки и полицейской политики, Ленин писал, что рабочему классу нужны авторитетные руководители. Авторитет таких руководителей, подчёркивал Ленин, должен основываться на большом знании и опыте, широком политическом и научном кругозоре (см. там же, т. 14, с. 226).

Л.А. Седов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Литература:

Энгельс Ф., [Письмо] Лафаргу от 30 дек. 1871, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 309; его же, [Письмо] Теодору Куно от 24 янв. 1872, там же, с. 329; Ленин В. И., Об авторитете руководителя. Сб., М., 1963; Weber M., Gesammelte Au-fsatze zur Social- und Wirtschaftsge-schichte, Tubingen, 1924; Stкоha1 R., Autoritat, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft, Freiburg - W., 1955; Friedrich C. J. [ed.], Authority, Oxf., 1958.

Понятие: