Эвтаназия (Кузнецов, 2007)

ЭВТАНАЗИЯ (букв.: легкая, приятная смерть) — понятие биомедицинской этики, обозначающее, что в определенных ситуациях быстрая безболезненная смерть для пациента предпочтительнее, чем сохранение жизни. Речь идет о ситуациях, когда больной находится в необратимо бессознательном состоянии или во власти непрекращающихся мучительных страданий. При современных достижениях науки и техники такое состояние может поддерживаться достаточно долгое время. Этической проблемой является принятие решения об Э., возможность его морально аргументировать. Э. можно определить как «решение об умерщвлении ради того, кто умирает» (Ф. Фут). В рамках развернувшихся вокруг этого вопроса дискуссий принято различать активную Э. и пассивную Э. (предпринимает ли врач специальные действия по умерщвлению больного или воздерживается от действий по поддержанию его жизни), добровольную Э. и недобровольную Э. (выражена ли воля пациента в явной форме или нет). Споры о легализации Э. начались в 30-х гг. XX в. в Великобритании и США. Они прекратились после ужасов нацизма, уничтожившего в рамках программы Э. сотни тысяч людей. Дискуссии возобновились в 60-х гг., а с конца 80-х гг. Э. с определенными ограничениями, касающимися активной формы, была законно разрешена в некоторых странах (например, Нидерланды, США).

В пользу Э. выдвигаются следующие основные аргументы: а) жизнь перестает быть благом тогда, когда страдания явно превалируют над удовольствиями и она теряет человечески разумную форму; б) автономия воли включает в себя также право распоряжаться собственной жизнью; в) поддержание жизни в некоторых случаях дорого обходится обществу. Все они оказываются уязвимыми: а) оправданное разграничение разных качественных состояний жизни с точки зрения баланса удовольствий и страданий не отрицает того, что жизнь во всех, в том числе крайне мучительных, состояниях оказывается предпочтительней, чем ее отсутствие; нельзя игнорировать нравственную ценность бессознательной воли к жизни; б) автономия личности касается способов организации жизни, но не ее существования, жизнь человеком не выбирается, она ему дается, кроме того, автономия воли не тождественна произволу, воля становится автономной только в качестве доброй - такой, которая не отрицает саму себя; в) последний аргумент вообще не является моральным. Моральная санкция Э. увеличивает опасность злоупотреблений со стороны врачей и родственников. Самое главное, она нарушает коренной нравственный принцип святости человеческой жизни, окончательно релятивизирует мораль.

В странах, где легально практикуется Э., соответствующие решения принимаются коллективно в рамках специальных этических комитетов с участием лечащего врача, администрации лечебного учреждения, философа, юриста, священника, представителя службы страхования и др. Сам способ принятия и коллективный характер решения свидетельствуют о его чрезвычайности, а также о том, что оно является невыносимой нагрузкой на индивидуальную совесть. На сегодняшний день Э. остается открытой проблемой, предметом научных и общественных дискуссий.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 687-688.

Понятие: