Домашние задания
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ - разновидность самостоятельной работы школьника. В первом классе задания на дом не задаются на протяжении всего учебного года. Заданное на дом ученик второго класса должен выполнить за 1 час. По мере возрастания объёма информации и усложнения её содержания время, предназначенное для выполнения домашних заданий, увеличивается, достигая 3,5 - 4 часов. При составлении режима дня необходимо отвести для выполнения домашних заданий время, совпадающее с пиком умственной активности. Для детей, которые учатся в первую смену, - с 15 часов, для посещающих школу во вторую смену - с 9 часов утра. С первых лет обучения ребёнку в семье выделяется постоянное место для выполнения домашних заданий. Ребёнок должен работать при достаточном освещении в хорошо проветренной комнате. Через каждые 30 - 45 мин работы полезно сделать небольшой (до 10 мин) перерыв.
Часто родители пытаются взять весь процесс подготовки домашних заданий - от заполнения дневника до проверки выполненной работы - под контроль, видя в этом надёжное средство повышения успеваемости школьника. Однако доказано, что дети таких родителей склонны перекладывать вину за школьные неудачи на своих добровольных помощников. Чрезмерная помощь взрослых как бы снимает в этом случае со школьника ответственность за результаты работы. Одна из важных воспитательных задач начального обучения - выработать у ребёнка привычку к систематическому приготовлению уроков. Семья должна создавать атмосферу уважения к умственному труду, ставить выполнение домашних заданий вровень с самыми важными делами взрослых, развивать самостоятельность ребёнка, формировать у него ответственность за качество выполняемой работы, умение планировать свой труд и контролировать его результаты. Многие дети проводят за уроками слишком много времени. Это должно беспокоить родителей: ребёнок привыкает тратить время впустую; растянутое во времени выполнение домашних заданий - не гарантия его высокого качества. У ребят много лишнего времени при выполнении домашних заданий уходит на «произвольные паузы»; поиск учебника, карандаша, линейки; разговоры по телефону о том, что имеет отношение к делу, и о том, что отношения не имеет... В подобной ситуации ребёнок гораздо больше, чем при интенсивной работе, устаёт, порой фактически лишая себя прогулок, общения с друзьями, чтения и т.д.
Чем можно помочь учащимся при выполнении домашних заданий? Справиться, всё ли заранее подготовлено, записано ли в дневнике то, что задано на дом. Расспросить, как аналогичное задание делали в классе, выяснить, готов ли ребёнок к самостоятельной работе. При необходимости нужно оказать помощь, используя те приёмы работы, к-рым обучают в школе. Попытки родителей использовать для этих целей собственную методику, как правило, не способствуют успешному обучению ребёнка. Важным этапом выполнения домашних заданий является контроль. В школе обучают приёмам самоконтроля: как проверить списанный текст, правильность решения задачи, примера... Дома следует побуждать ребёнка к самопроверке, следить, как развивается его самооценка. Если слабые успехи ребёнка при выполнении домашних заданий связаны с проблемами в знаниях, необходимо вместе с учителем обсудить ситуацию и согласовать пути преодоления неуспеваемости школьника.
Объём домашних заданий контролируется школьной администрацией с целью предупреждения перегрузки учащихся. На выходные и праздничные дни домашние задания младшим школьникам не задаются. Это лишило бы детей досуга, сократило бы возможности семейного общения. Использование прогрессивных методик преподавания отдельных предметов позволяет некоторым педагогам отказаться полностью или частично от домашних заданий. Однако полный отказ от домашних заданий может принести вред, сдерживая формирование у ребёнка навыков самостоятельной умственной работы и самоконтроля.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 199-200.
Далее читайте:
Зачем нужны готовые домашние задания?