Автопортрет
АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих автопортретах с большой остротой воплощено единство личных и общественных начал - ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам искусства. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художественных поисков, экспериментов. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы 14 века - новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религиозные композиции. Как разновидность портретного жанра автопортрет сложился в 16 веке: в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он выражает возросшее общественное значение художника, его самоутверждение, в искусстве маньеризма - замкнутость, неустойчивость внутреннего мира мастера, порождённую кризисом ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматическую судьбу творческой личности, отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологическая напряжённость находит развитие в автопортрете-исповеди 17 века, где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н. Пуссен, П.П. Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологической глубине серии автопортретов). Автопортрет 18 веке (Ж. Б. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) большей частью переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные художники 19 века (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. А. Кипренский, Г. Курбе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творческой личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. На рубеже 19 и 20 веков автопортрет часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластич. концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной экспрессии (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве 20 века (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в т. ч. в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П.П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения. (...)
Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.
Литература:
Gessеr М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.