Эволюционная эпистемология

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — направление в эпистемологии, ставящее своей задачей объяснение познания на основе теории эволюции. Термин введен американским психологом Д. Кэмбеллом. Принято различать два значения термина. В первом значении Э.э. представляет собой подход, при котором на гносеологические вопросы дается ответ с помощью естественнонаучной теории, теории эволюции. Предметом Э.э. является эволюция органов познания и познавательных способностей, которая рассматривается как адаптивный процесс. Основоположником данного направления является К. Лоренц. Фундаментальное значение имеют также работы Г. Фоллмера. Второе значение термина «Э.э.» связано с моделью роста и развития научного знания. Э.э. предстает здесь как диахронная концепция науки, которая исследует «динамику теорий» в смысле К. Поппера и С. Тулмина. Историческая последовательность научных теорий получает объяснение по аналогии с механизмом биологической эволюции. По отношению к данному направлению Э.э. более точным является термин «эволюционная теория науки».

Предшественниками Э.э. считаются мыслители, полагавшие, что человеческое сознание представляет собой познавательный орган, изначально содержащий «врожденные идеи», диспозиции, «априорные» когнитивные структуры. Кантовскому учению об априорном в свете современной биологии была посвящена классическая статья К. Лоренца. Главным конкретно-научным основанием Э.э. является современная теория эволюции, которая получает универсальную трактовку и служит базой для междисциплинарного синтеза. Главной философской предпосылкой Э.э. являются постулаты «гипотетического реализма».

Главными основоположениями Э.э. выступают следующие: а) жизнь, с конститутивной стороны ее сущности, представляет собой познавательный процесс. Возникновение жизни совпадает с формированием структур, которым присуща способность получать и накапливать информацию; б) любые живые существа снабжены системой врожденных диспозиций, «априорных» когнитивных структур; в) формирование «априорных» когнитивных структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением; в результате селекции закрепляются именно те из них, которые в наибольшей степени соответствуют специфическим условиям жизни различных живых существ; г) в способах получения и обработки информации имеется сходство, подобие, соответствие. Степень и характер этого сходства могут получать несколько различную трактовку (Кэмпбелл, Лоренц). К числу главных черт сходства относится метод проб и ошибок, а также когнитивный процесс объективации, абстрагирование от «субъективного» и «случайного». Предпосылкой понятийного мышления, рационального абстрагирования явились рациоморфные механизмы, обеспечивающие константность восприятия (цвета, величины, направления, формы), выделение инвариантных свойств.

Литература:

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1999;

Поппер К.Логикаи рост научного знания. М., 1983;

Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984;

Кезин А.В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского Университета. Философия. 1994;

Campbell D. Evolutionary epistemology // Ed. by P.A. Schillp. The philosophy of Karl Popper. Vol. I. La Salle, 1974;

Lorenz К Die Riickseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menchlichen Erkennens. Miinchen, Zurich: Piper, 1973.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 682-683.