Чувственность (Кузнецов, 2007)
ЧУВСТВЕННОСТЬ (нем. Sinnlichkeit) - в кантовской философии обозначение одной из важнейших человеческих познавательных способностей. По Канту, Ч. есть способность созерцания вследствие внешних воздействий (этим она отличается от интеллектуального созерцания). Пассивность Ч. обусловливает отнесение ее Кантом к низшим способностям души. Кант не разделяет общего в XVIII в. мнения, согласно которому Ч. и рассудок имеют единое происхождение, но отличаются степенью отчетливости своих познаний. Кант полагает, что чувственные представления (в том числе чистые) происходят из совершенно обособленного от рассудочных представлений источника. При этом чувственные познания могут быть столь же отчетливыми, как и рассудочные (что доказывает математика). Смешение Ч. и рассудка может принести немало вреда метафизике. В отличие от рассудочных, чувственные представления всегда показывают единичные объекты и дают непосредственное знание о предмете. В чувственном восприятии необходимо различать форму и материю (ощущение). Форма Ч. заложена в душе априори, тогда как содержание имеет внешний источник (однако при этом ощущения в некотором смысле более субъективны, чем формы рецептивности — Кант в известном смысле сохраняет верность старому различению «первичных» и «вторичных» качеств). Кант признает наличие двух априорных форм Ч. — пространства и времени. Фундаментальными свойствами пространства являются континуальность и трехмерность, времени — непрерывность и одномерность. Кант выделяет три модуса времени — постоянство, последовательность и одновременность. Время рассматривается им как форма внутреннего чувства, пространство — внешнего. Время шире пространства, т.к. охватывает все возможные перцепции. Кант пытался доказать, что восприятие изменений во времени («поток сознания») предполагает пространственные восприятия (демонстрируя тем самым глубинную связь между пространством и временем и отвергая возможность «одинокой» душевной жизни). Трактовка пространства и времени в качестве априорных форм Ч. позволяет Канту, в частности, обосновать возможность априорных синтетических познаний в геометрии как науке о пространстве, ибо при таком понимании мы должны быть в состоянии еще до конкретных пространственных и временных ощущений антиципировать их сущностные характеристики. Отделяя Ч. от рассудка, Кант в то же время подчеркивает, что реальный процесс восприятия включает целый ряд синтезов (т.е. актов спонтанности) и никоим образом не может обойтись без участия высших познавательных способностей.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 677.