Фальсификация (НФЭ, 2010)
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — способ опровержения (установления ложности) научного утверждения посредством его эмпирической проверки. В методологии науки процедура фальсификации рассматривается в рамках гипотетико-дедуктивного метода, когда логический вывод непосредственно эмпирически проверяемых следствий из предлагаемой гипотезы, всегда выходящей за пределы эмпирически данного, служит основанием для оправдания или опровержения этой гипотезы. Условием фальсификации выступает тогда известное умозаключение от ложности следствия к ложности основания. Выводимые из гипотезы эмпирически проверяемые следствия сопоставляются при этом с утверждениями, фиксирующими эмпирическую данность. В случае возникновения между ними противоречия следует говорить о наличии т. н. контрпримеров по отношению к проверяемой гипотезе. С позиций так называемого примитивного, или догматического, фальсификационизма существование контрпримеров однозначно свидетельствует о ложности ги-потезы. Однако такая однозначная фальсификация правомерна только в очень простых ситуациях, когда эмпирически фиксируемый контрпример непосредственно входит в условия ис-тинности проверяемого утверждения, т. е. по существу по отношению к обобщениям чисто регистрирующего типа. Уже в случае эмпирических обобщений, предполагающих некую концептуализирующую типологизацию, альтернативой фаль-сификации на основе контрпримера может выступать извест-ная модификация подобной типологизации. Напр., альтернативой широко известному из учебников логики примеру фаль-сификации эмпирического обобщения «все лебеди — белые» после открытия черных лебедей могло бы быть концептуаль-но-терминологическое решение об ограничении биологичес-кого таксона «лебеди» только белыми лебедями, тогда как для обозначения птиц черного цвета был бы введен новый таксон. Примитивный фальсификационизм, также как и конку-рирующий с ним в философии науки неопозитивизма вери- фикационизм, является проявлением эмпиризма, сводящего научное познание к фиксации эмпирически данного и игно-рирующего своеобразие концептуально-теоретического мыш-ления, которое способно снимать противоречия между эм-пирическими контрпримерами и своими конструкциями не путем фальсификации последних, а в процессе сложного и многоступенчатого процесса совершенствования и развития гипотез и теорий. При этом с опытом сопоставляется не от-дельное научное утверждение или их совокупность, а теоре-тическая система в целом (см. Интерпретация, Оправдание теории, Теория), каждое из звеньев которой может подверг-нуться совершенствованию с целью устранения несоответ-ствия теории и опыта (т. н. принцип Дюгема—Куайна). Нега-тивный вердикт в отношении теории, исследовательской про-граммы, «парадигмы» и т. д. может выноситься только на ос-нове их системной многофакторной оценки, включающей сопоставление их творческого потенциала с другими возмож-ными способами научного моделирования реальности (см. также ст. Гипотетико-дедуктивная модель, Фальсифицируе- мость).
В. С. Швырев
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 159.