Диэреза
ДИЭРЕЗА (от греч. διαίρεσις – отделение, разделение, расчленение, различение) – один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого («Софист» 253 d–е), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического членения рода («Политик» 262 b–е); противоположен методу возведения (συναγωγή) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 265 d–е). Наиболее яркие образцы использования диэрезы у Платона – в диалогах «Софист» и «Политик». Например, софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое – на создающее вещи и их отображения, отображения – на реальные и призрачные, призрачные – на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание – на умелое и мнимое, мнимое – на наивное и притворное, притворное – перед толпой (ораторское искусство) и отдельным человеком (софистическое искусство). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» («Софист» 267 а – 268 с). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (τί) данной вещи, которое невозможно дать без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности («Вторая Аналитика» 96 b – 97 b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе метода диэрезы (см. Дихотомия). В этике термин «диэреза» применял Эпиктет.
Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 675.
Литература:
Fragstein A. von. Die Diairesisbei Aristoteles. Amst. 1967.