Дифференциальная психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел психологии, посвященный изучению индивидуальных и групповых психологических различий. Термин «дифференциальная психология» установился не сразу. Ещё до его появления такие отрасли психологии, как «характерология», «этология», «индивидуальная психология», «специальная психология», по сути охватывали с большей или меньшей полнотой предмет дифференциальной психологии. Как наука дифференциальная психология возникла и оформилась в связи с тем, что законы общей психологии приобретали всё более и более относительный и спорный характер, что при установлении этих законов полностью игнорировались индивидуальные и типологические различия людей. Термин «дифференциальная психология» введён немецким психологом В. Штерном в 1900 году. Современная дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной дифференциальной психологии, ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально- типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств нервной системы; это изучение ведётся ныне в рамках дифференциальной психофизиологии, возникшей благодаря работам Б.М. Теплова и его сотрудников на базе концепции типов и свойств нервной системы И.П. Павлова. Современная дифференциальная психология широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессивного, дискриминантного и факторного анализов. Данные дифференциальной психологии имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 194-195.