Дисциплинированность

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - важное нравственное качество, которое характеризуется ответственным отношением к делу, развитым чувством долга, высокими требованиями к поведению - своему собственному и др. людей. Навыки Д. ребёнку необходимо прививать с первых лет жизни, задолго до поступления в школу. Основное проявление Д. у дошкольников - послушание, привычка выполнять требования родителей. А.С. Макаренко отмечал в связи с этим, что если ребенок в 3 - 5 лет непослушен, то к 6 - 8 годам родителям вообще будет трудно с ним справиться. Чем старше ребёнок, тем более сознательной должна становиться его Д. Родителям вместе с учителями следует добиваться, чтобы 10 - 12-летний ребёнок хорошо понимал свои обязанности в школе и семье и самостоятельно выполнял их. Д. подростков и старшеклассников во многом зависит от Д. взрослых, особенно самих родителей. Школьникам в этом возрасте свойственна повышенная требовательность к поступкам и поведению окружающих. Они замечают малейшие недостатки своих наставников в школе, близких в семье. Если отец никогда не опаздывает на работу, не забывает выполнить обещанное, то и сын будет следовать его примеру. И напротив, там, где родители постоянно куда-то не успевают, приходят домой поздно, не предупреждают об этом, нарушают слово, т.е. на каждом шагу проявляют недисциплинированность, такими же нередко растут и дети. Добиваясь Д. детей, подростков и юношей, всегда следует помнить, какого человека мы хотим воспитать. Наш идеал не просто послушный человек, покорный исполнитель чужой воли, а творческая личность. Поэтому настоящая Д. предполагает инициативу, находчивость, стремление порадовать своим поведением родителей, товарищей, учителей.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 194.