Меры принуждения
МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ. В процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности возникают проблемы с подчинением органам предварительного следствия, следователю, дознавателю.
К лицам, не исполняющим законные предписания и указания должностных лиц, уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения для пресечения и предупреждения такого неисполнения.
Государственно-властный механизм достижения целей правосудия основывается на применении мер процессуального принуждения.
Под мерами процессуального принуждения понимается совокупность предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств принудительного характера, применяемых государственными органами, должностными лицами в области уголовного судопроизводства.
Меры уголовно-процессуального характера, применяемые государственными органами и должностными лицами в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.
Для успешного и правильного производства по уголовным делам, пресечения и предупреждения противодействия закон закрепляет за органами и должностными лицами возможность применения государственного принуждения к подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений, а также к другим участвующим в уголовном процессе лицам, нарушающим порядок производства по уголовным делам, не выполняющим предписания, не исполняющим требования закона либо могущим действовать вопреки его предписаниям.
Все меры уголовно-процессуального принуждения возлагают обязанность на участников уголовно-процессуальных отношений исполнять предписания закона.
Меры уголовно-процессуального принуждения применяются к лицам независимо от их воли, а в большинстве случаев — вопреки их воле. Уголовно-процессуальное принуждение выражается в совокупности ограничений личных и имущественных прав участника уголовного судопроизводства, например посредством временного отстранения лиц от занимаемой должности, наложения денежного взыскания и др.
Так как назначение уголовного судопроизводства — охранять законные права и интересы граждан, осуществление уголовно-процессуальной деятельности должно сопровождаться наименьшим количеством случаев ограничения прав и свобод человека и гражданина. При этом законом определяется, что меры принуждения избираются только по уголовным делам, в определенном процессуальном порядке регламентирующим деятельность по реализации мер принуждения, а также применяются в период производства по уголовному делу компетентным органом или должностным лицом, которое избирает меры пресечения по установленным законом основаниям.
Меры уголовно-процессуального принуждения разделены на три группы, преследующие неодинаковые цели:
1) задержание подозреваемого;
2) меры пресечения;
3) иные меры процессуального принуждения.
В зависимости от вида мер принуждения они выполняют различные функции, например функцию пресечения возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности, или функцию обеспечения порядка при производстве по уголовному делу, а также выполняют функцию обеспечения исполнения приговора.
Назначение мер уголовно-процессуального принуждения проявляется в пресечении, предупреждении противоправного поведения и средствах пресечения такого поведения.
Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 287.