Цзы жань (Кузнецов, 2007)
ЦЗЫ ЖАНЬ (естественность, спонтанность, естество) — понятие классической китайской, прежде всего даосской, философии. В «Дао дэ цзине» (ок. III в. до н.э.) означает несотворенность сущего, которое «постоянно исходит из самого себя без приказа». Там же Ц.ж. выступает атрибутом дао — оно «следует самому себе». В «Чжуан-цзы» (IV— III вв. до н.э.) понятие Ц.ж. подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе «порождения, не [преследующего каких-либо] интересов». В «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.) Ц.ж. выражает даосский идеал управления и социального поведения: дела Поднебесной не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии следования их естественности.
Категория Ц.ж. играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ (учение о сокровенном). Его представитель Ван Би (226—249) противопоставлял искусственность конфуцианской жэнь (гуманности) естественности Неба и Земли, т.е. главных природных начал, которые «не действуют и не творят», давая возможность «десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга». В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, например Хэ Яня (190—249), Ц.ж. выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао. Эта идея вошла в систему взглядов одного из ос-новоположников неоконфуцианства Чэн И (1033—1107). У ведущего представителя нео-конфуцианского «учения о сердце» (синь сюэ) Ван Янмина (1472—1529) Ц.ж. стало выражением саморефлективности «благосмыслия» (лян чжи) — врожденного знания блага и одновременно высшего принципа бытия человека и мира.
В современном китайском языке слово «цзыжань» имеет значения «природа», «естественный», «натуральный» и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний: цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжаньчжуи (натурализм) и т.п.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 668.