Деизм (Кузнецов, 2007)

ДЕИЗМ (от лат. deus — Бог) — философско-религиозное направление в отличие от теизма, выражавшего понимание Бога как личности, создавшей мир и человека и непрерывно управляющей ими, трактующее Бога как абстрактное внеприродное и отдаленное во времени и пространстве начало, но имевшее лишь первоначальное отношение к природе. Деизм появился в Западной Европе во второй половине XVI в. в среде неортодоксального христианства (антитринитарии-уницитарии, социниане) и в XVI- XVIII вв. отождествлялся с так называемой естественной религией, не опиравшейся на Библию и отказывавшейся от догматов официальных христианских вероисповеданий. Виднейшим деистом во Франции XVI в. был Жан Боден (1530-1596), а в Англии впервой половине XVII в. - Эдуард Герберт Черберийский (1583-1648). Последующие английские деисты этого века Толанд (1670—1722) и Коллинз (1676-1729) стали инициаторами вольнодумства по отношению к религии и с этих позиций выступали с критикой не только Ветхого Завета (его критика развивалась и в предшествующие времена), но и Нового Завета, на что не решался никто из предшествующих философов. Деистическое вольнодумство имело многих сторонников. Крупнейшим из них в XVIII в. стал Вольтер (1694—1778), который с позиций Деизма развивал язвительную и беспощадную критику христианского вероисповедания и основанной на нем богослужебной практики церкви.

В более широком смысле Деизм стал учением, минимизировавшим роль Бога по отношению к природе, ограничивая эту роль лишь созданием материи, сообщения ей импульса движения и его законов, незыблемость которых гарантирует тот же Бог. Деизм в этом смысле имел множество сторонников среди философов и естествоиспытателей - Декарт, Галилей, Локк, Ньютон, Ломоносов и др.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 129-130.

Понятие: