Цза цзя

ЦЗА ЦЗЯ (школа эклектиков) — древнекитайское философское течение V—III вв. до н.э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В «И вэнь чжи» («Трактат о литературе и искусствах») — библиографическом разделе «Хань шу» («История династии Хань», I в.) Ц.ц. названа в числе «девяти течений» древнекитайской мысли. По определению комментатора «Хань шу» Янь Шигу (VI—VII вв.), Ц.ц. «ставила вровень конфуцианство и учение моизма, соединяла имена и законы» (т.е. учения мин цзя и легизма), «не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением». Произведениями «эклектиков» считаются энциклопе-дические сочинения III—II вв. до н.э. «Люй-ши чунь цю» («Весны и осени г-на Люя») и «Хуайнань-цзы», иногда к ним причисляют аналогичного характера памятник «Гуань- цзы» (IV—III вв. до н.э.), приписываемый полулегендарному «основоположнику» легизма Гуань Чжуну (?—645 г. до н.э.). В первом из них, написанном в III в. до н.э. по заказу первого министра царства Цинь, отражены взгляды последователей конфуцианства, даодэ цзя, иньян цзя, моизма, легизма, мин цзя, нун цзя и бин цзя при доминировании протодаосских позиций, переплетены натурфилософское осмысление мира и утилитарные аспекты идеологических доктрин (принципы политического и социального устройства, экономической жизни, воспитания и т.д.). Трактат «Гуань-цзы», в I в. квалифицировавшийся как даосский, а впоследствии как легистский, при общей ориентации на экономическую проблематику отражает ранние формы синтеза конфуцианских, даосских и легистских идей, а также отдельных положений этики моизма, учений мин цзя и иньян цзя. Эти трактаты отражают тенденцию к взаимодействию доктрин конкурировавших учений и осознание интеллектуалами различных древнекитайских царств своей принадлежности к единой культурной общности. Трактат «Хуайнань-цзы», написанный при дворе Хуайнаньского князя Лю Аня и при его участии уже в период существования централизованной империи, отличает стремление к глобальному философскому синтезу, основанному на конфуцианских теориях общественного устройства и даосских спекуляциях, дающих метафизическое обоснование включенности человеческого фактора в космические процессы.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 664-665.

Понятие: