Христианство (Кузнецов, 2007)

ХРИСТИАНСТВО (от греч. Χριστός - помазанник Божий) — одна из трех наряду с буддизмом и исламом мировых религий. Xристианство распространено главным образом в европейских и американских странах, в меньшей степени в Африке, в Азии и в других регионах. Основными источниками вероучения являются Священное Писание — Библия и Священное Предание — догматы, выработанные на соборах, сочинения отцов церкви. В основе культа (праздников, обрядов, таинств) — события земной жизни Христа.

Xристианство возникло в I веке в Палестине, находившейся тогда в составе Римской империи. Недовольство иноземным владычеством, мало считавшимся с местными традициями и религиозными святынями, и невозможность сбросить его земными средствами (восстания жестоко подавлялись); нарастание социального и имущественного расслоения и нарастание внутренних противоречий порождали настроения неуверенности, апатии, бесперспективности, мистических ожиданий. В это время появляется большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии (машиах), «помазанника Божия», который спасет народ и станет «царем иудейским». Распространяются различные религиозные течения, среди которых община эссенов (ессеев) отличалась сходством с ранними христианами. О несомненной близости первоначального христианства и иудейской общины эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. рукописные свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов христиан и эссенов прослеживается в мессианизме — ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Эссены называли себя нищими, новым союзом, новым заветом (с Богом), подчеркивая этим свою оппозиционность жречеству. В общинах строго соблюдалось равенство членов, существовала общность имущества (в некоторых имелся общий фонд, но не общее имущество). Члены общины трудились, изучали тексты, практиковали крещение в воде.

Процессы, происходящие в Палестине, в целом были подобны процессам, происходящим в других частях Римской империи. К I в. Римская империя включила в свой состав почти весь эллинистический мир. Она оказывала огромное политическое и культурное влияние и на народы, не входящие в число подданных римского императора: парфян, армян, германцев, франков, саксов, алеманов, готов, славян. Империя грабила покоренные народы и страны посредством налогов, собираемых откупщиками (римляне от налогов были освобождены). Антиримские восстания жестоко подавлялись. В Рим постоянно шел приток дешевых рабов из стран Средиземноморья. Участие свободного населения Италии в войнах, конкуренция рабского труда в латифундиях, наполнение рынка дешевыми и качественными товарами из покоренных стран — все эти факторы способствовали разорению римских ремесленников и крестьян. Богатства и земельные владения сосредоточивались в руках отдельных лиц. Обострялись противоречия между рабами и свободными, между римскими гражданами и подданными провинций, между потомственной знатью и обогатившимися всадниками. I в. н.э. был также временем становления новой политической формы — империи, опирающейся на военную силу, провинциальную знать и бюрократический аппарат управления, выполняющий волю только императора. Кризис античных порядков и становление новых социально- политических реалий переживались людьми болезненно. Все это обусловливало поиски выхода — спасения от мира зла, в том числе и иррациональным путем. Возрастал интерес к магии, гаданиям, мистической практике сирийско-персидских и иных восточных религий. Популярными становятся культы Митры, Исиды, Осириса, Сераписа, орфические дионисийские мистерии. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею общей справедливости и равенства. X. прежде всего провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно подвергло сомнению существующие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к пе-реустройству мира, выразив тем самым ре-альные интересы бесправных и порабощенных. X. давало всем угнетенным утешение, надежду на обретение свободы простым и понятным способом — через признание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Тяжелые последствия экономических и политических процессов стимулировали появление в Малой Азии и других областях им-перии множества различных объединений, товариществ — так называемых «коллегий». Люди объединялись по принципам единой профессии, или общественного положения, или соседства. Члены союзов оказывали друг другу поддержку, имели общую кассу, устраивали собрания. Возникали землячества и религиозные союзы, призванные отправлять культ богов по обычаям родной страны или данной местности. Таким образом, возникающие христианские общины получили готовые, легальные (союзы были запрещены только при Траяне) формы существования. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, X. быстро превращалось в мощное идейное течение.

Первые христианские проповедники обращались, по-видимому, главным образом к иудеям и лишь отчасти к эллинам и другим «язычникам». Но ортодоксально настроенные иудеи отнеслись к их деятельности враждебно. Очень скоро синагоги из очагов X. превратились в источники гонений. Сложными были и отношения с имперскими властями, т.к. христиане отказывались от участия в языческих культах и обязательном культе императора. Такое поведение толковалось как свидетельство политической неблагонадежности. Тем не менее идеи раннего X. привлекали последователей из социально обездоленных слоев населения различной этнической и религиозной принадлежности. Этому способствовала также упрощенная по сравнению с иудаизмом обрядность.

По мере распространения X. в него вовлекались все более широкие слои населения. Если в первых христианских общинах участие образованных и высокопоставленных лиц было исключением, то с конца I в. и на протяжении II—III вв. в них появляется большое число людей сенаторского и всаднического звания. Участие в христианском движении знати и образованных людей сказалось на изменении характера X. Радикализм и проповедь неприятия существующих порядков постепенно исчезают, уступая место проповеди непротивления. Примирение X. с римскими властями последовало в результате окончательного отрыва от иудаизма после подавления иудейских восстаний 66-73, 114-115, 132-135 гг. Однако еще долгое время христиане подвергались гонениям. Ореол мученичества способствовал росту популярности христиан, некоторые из них бежали от преследований в пустыню — так появляется христианское монашество. В 312 г. император Константин Великий издает Миланский эдикт о веротерпимости по отношению к христианской религии. В 325 г. он же обеспечивает свободу X. во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны. Гонения теперь уже на «язычников» начинаются при сыне Константина императоре Констанции (337—361), императорах Валентиниане (364—375) и Грациане (367-383).

Со временем состоятельная часть христиан сосредоточивает в своих руках управление имуществом, руководство богослужебной практикой, появляется клир, или духовенство: епископы, диаконы, пресвитеры, митрополиты и др. Эти церковнослужители, в начале избиравшиеся на определенный срок, в дальнейшем стали избираться пожизненно. Организация нарождавшейся церкви все больше тяготела к централизации, римская община постепенно возвышается над прочими общинами западной части империи. Христианские общины все больше отходят от прежних демократических тенденций, явственно проявляется стремление клира к союзу с императорской властью. С другой стороны, мировая империя нуждалась в мировой религии, понятной всем народам империи. Попытки сделать таковой национальную римскую религию успеха не имели. Последняя попытка «реставрации» национальной римской религии была предпринята императором Юлианом, правившим с 361 по 363 г. Она провалилась, а в 391 г. император Феодосий издал эдикт, запрещающий «языческие» культы. Окончательное поражение «язычества» было ознаменовано закрытием императором Юстинианом в 529 г. Афинской Академии — центра распространения античного философского и научного наследия и уничтожением последнего «языческого» святилища — храма Аполлона.

X. усвоило и переосмыслило ряд идей иудаизма, митраизма, древних восточных религий, а также распространенных в те времена философских учений. В X. были переосмыслены идеи иудаизма, такие, как монотеизм, мессианство, эсхатология, хилиазм. Соответствующим образом интерпретируя библейские ветхозаветные тексты, богословы разработали христианские представления о провиденциализме, креационизме, транс-цендентности и непостижимости Бога.

В философских системах стоиков, нео-пифагорейцев, Платона и неоплатоников, частично в аристотелизме были выработаны мыслительные конструкции, понятия и термины, появившиеся в новозаветных текстах, в трудах богословов. Особенно заметную роль в формировании христианского вероучения сыграли неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и этическое учение римского стоика Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.).

Согласно традиции, книги, составляющие Новый Завет, считаются боговдохновенными и священными. Было время, когда они являлись только частью литературы, возникшей в первые века существования христианства: евангелий, посланий, откровений, деяний отдельных апостолов, от которой сохранилось множество отрывков и ряд целых произведений.

В разных христианских общинах почитались разные тексты и складывались различные традиции толкования учения. Отбор канонических книг продолжался довольно длительное время. Император Константин потребовал от епископов ускорить процесс работы над каноном, но только после его смерти на Лаодикейском соборе 363 г. был установлен перечень канонических произведений, а утвержден он был на Карфагенском соборе в 419 г. Строго определенные книги, признанные церковью священными и подлинными, стали считаться выражением нового союза с Богом — Новым Заветом.

Во II—III вв. важной стороной деятельности христианских писателей была апология X. Апологетическими являлись сочинения «Диалог с Трифоном» Юстина; «Речь к эллинам», «Педагог» и «Строматы» Климента Александрийского; «Philokalia», «О началах» Оригена. При этом богослов Татиан в «Слове к эллинам» высказывает идею о заимствовании библейской мудрости из греческой философии. Климент Александрийский, напротив, полагал, что эллинская мудрость служила введением в X., подготавливала умы к принятию высших истин.

Сочинения апологетов отличаются от позднейших богословских произведений X. отсутствием четкой догматики. Так, Ориген (185—254) высказывает идеи предсуществования души, множественности актов творения миров во времени, Христа-Логоса он понимает как эманацию Бога-отца и др. Но многие суждения апологетов способствовали формированию догматов X. Например, немаловажными оказались идеи Оригена о творении из ничего, Тертулиана — о Троице. Во II—III вв. зарождается христианское богословие.

В основном христианская догматика складывается в период IV—VI вв. Важная роль здесь принадлежит каппадокийским богословам IV в. Григорию Назианзину (ок. 330 — ок. 390), Василию Кесарийскому (ок. 330—397), Григорию Нисскому (ок. 335— 394). Так, Григорий Нисский в «Большом огласительном слове» предложил различение сущности и ипостаси, согласно чему одна сущность присутствует в трех разных ипостасях. Большой вклад в развитие христианского богословия внесли также Отцы западной церкви Амвросий Медиоланский (ок. 340— 397), Иероним Блаженный (340/350-420), Августин Аврелий (354—430), Григорий Великий (ок. 540—604). Формирование и окончательное утверждение догматов происходило на церковных соборах. На Никейском и Константинопольском вселенских соборах был сформулирован символ веры.

Христианские догматы утверждались в обстановке острых споров, которые не прекращались и после канонизации догматов. Они велись главным образом вокруг трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. На первых вселенских соборах были осуждены в качестве ересей арианство, евномианство, апполинарианство, антитринитаризм, несторианство, монофизитство, монофелитство и др. Не все решения соборов и утвержденная на них догматика признавались христианами. В середине V в. часть духовенства, не согласная с решениями Халкидонского собора, положила начало образованию так называемых нехалкидонских церквей, поставивших себя в особое положение по отношению к ортодоксальному X. Это Армянская, Коптская, Малабарская, Эфиопская, Иаковитская, Абиссинская церкви.

Суть христианского догмата троичности Бога состоит в утверждении, что Бог выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы — мир видимый и невидимый, первый человек — Адам и из ребра последнего первая женщина — Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел. Бог Сын является вторым лицом Троицы, воплощенным и вочеловеченным в образе Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Христианское вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божьей благодати.

Ожесточенные споры велись и по вопросам культа в связи с отношением к некоторым обрядам (молитвам, крестному знамению и др.) и к почитанию икон.

В процессе своего развития X. распалось на три крупные ветви: православие, католицизм и протестантизм, в каждой из них выделялись различные течения, направления, группы. Кроме того, существует ряд более мелких по численности последователей ответвлений, таких, как несторианство, монофизитство. Все эти направления отличаются друг от друга особенностями вероучения и культовой практики. Различные направления в христианстве разным образом толкуют догматы, неодинаково относятся к Священному Преданию, обрядам и таинствам. Критика X. существовала со времен его появления и распространения, например, сочинения Цельса (II в.), Порфирия (III—IV вв.), была распространена в эпоху Возрождения. Начало научному изучению X. было положено в эпоху Реформации Б. Спинозой и было продолжено Д. Юмом, И. Кантом, К. Вольнеем, Ш. Дюпюи, Ф.Х. Бауром, Д.Ф. Штраусом, Б. Бауэром, А. Древсом, Дж. Робертсоном, Ю. Вельгаузеном и др.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 651-654.

Понятие: