Метод проб и ошибок
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса; получил распространение в психологии после работ Э. Л. Торндайка, согласно которым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения у животными и человеком индивидуального опыта. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки.
Последующая разработка проблемы научения обнаружила слабость и ограниченность объяснительных возможностей Метода проб и ошибок, ибо он не учитывает характерную для поведения направленность каждой пробы, ее включенность в определенную психическую структуру. Гештальтпсихология критиковала метод проб и ошибок, противопоставляя ему решение проблемы путем озарения. Однако Павлов показал непродуктивность и теоретическую слабость такого противопоставления.
Свое значение Метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 268-269.