Хаос

ХАОС (от греч. …— зияющее, пропасть, тьма) — в греческой мифологии понятие, означающее мрачное и беспредельное пространство подземного царства, первобытный мрак, предшествовавший сотворению мира. Два способа интерпретации греческих мифов — физический и теологический — приводят к двум разным пониманиям X. С одной стороны, это — бесконечное пространство, нечто, лишенное всех реальных вещей и их свойств, а с другой стороны, это и место, являющееся прародиной всего, животворящее и первородное существо. «Перво-наперво возник хаос (Бездна)...» (Гесиод). В разных толкованиях мифов X. мог получать различные значения, но всегда оставался первоосновой всего. Физическая интерпретация древнегреческой мифологии привела к образованию философии, а теологическое толкование поддерживало становление богословских концепций. Так, Аристотель понимал под X. пустое физическое пространство, вместилище всех реальных тел, некое место для физических тел, само являющееся бестелесным, но имеющее три пространственные характеристики, как и любое тело. У Платона X. мыслится тоже как некое неощущаемое природное первоначало, приемлющее все тела. Платоновский X. тождествен самому себе. Вбирая в себя все формы, он тем не менее своей формы не из-меняет. Изменение касается лишь формы вещей, входящих в данное вместилище. Интересно отметить, что Платон не фиксирует заданным понятием никакого специального термина, содержание его определяется контекстуально. Более того, Платон критикует ранние философские представления, отождествлявшие первородное начало с водой, воздухом, огнем и пр. «Напротив, обозначив его как незримый, бесформенный и всеприемлющий вид, чрезвычайно странным путем участвующий в мыслимом и до крайности неуловимый, мы не очень ошибемся» (Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3 (1). М., 1971. С. 492).

Понимание X. как неупорядоченного состояния, предшествовавшего возникновению всех вещей, наиболее типично для античного мировоззрения, черты которого специфически наследует средневековье и отголоски его доживают до нашего времени в обыденном содержании этого понятия (крайний беспорядок, неразбериха; нечто, лишенное систематичности, ясности, стройности). И одновременно следует отметить, что X. является не только мифологическим персонажем, но и философским, научным понятием, которое связано с первой попыткой объяснения происхождения мира.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 648.

Понятие: