Потенциал человеческого развития
ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — социальная категория и концепция, выражающие (в количественных и качественных показателях) состояние здоровья и уровень жизни, степень образованности и культуры населения той или иной страны или социальной группы, т.е. совокупность социально значимых качеств, способностей, знаний, умений и навыков, сформированных на основе природных задатков людей и в результате их социальных взаимодействий.
Рождению этих категорий и концепции предшествовал длительный исторический путь изменения теоретической мысли и социальной практики, для которых проблема взаимосвязи экономического роста и развития человека выступала в качестве одной из ключевых.
Человеческое развитие (эквиваленты термина — развитие человека и потенциал человеческого развития) как особая социальная концепция возникла в конце 1980-х гг., когда в экономически развитых странах достаточно четко обозначились тенденции перехода к постиндустриальному типу социальных изменений, к информационному обществу. Научная мысль пришла к этой концепции через категории человеческого и социального капиталов. Первая формулировалась в 1950—1960-х гг. в публикациях американского ученого Т. Шульца и его последователей и понималась как совокупность знаний и квалификации социальных групп работников, выполняющая двойственную функцию: 1) средства производства; 2) предмета длительного пользования. Тем самым подчеркивалась экономическая роль образования, науки и здравоохранения, которые обычно рассматривались лишь как потребляющие и непроизводительные.
Новое видение поступательных социально-экономических изменений отводит человеческому развитию центральное место не только традиционно в духовной сфере, но и в кругообороте воспроизводственных связей. Концепция роста потенциала человеческого развития, делая акцент на расширении возможностей жизненного выбора человека, т.е. степени его свободы как важнейшей цели и критерия социального развития, превращает человека, или социальное его измерение в определяющую доминанту, а материально-вещный потенциал — в условие развития общества.
В условиях новой социальной реальности, проявляющейся в таких чертах, как глобальный, информационный, коммуникативный, медийный, инновационный характер общественного развития, от технологий high-tech осуществляется переход к технологиям high-hume. Благодаря информационным, интеллектуальным технологиям главным становится изменение человеческого сознания — индивидуального и коллективного. На наших глазах, следовательно, не только изменяется предмет труда, но и формируется личность постиндустриального типа, и именно это центральное звено глобальных социальных перемен призвано стать основным предметом современной теории и общественной практики.
Концепция потенциала человеческого развития (проще: человеческого развития) в современный период все больше привлекает внимание мировой общественности, международных организаций, государственных органов, СМИ, институтов гражданского общества. Она разрабатывается крупными научными коллективами и отдельными исследователями во многих странах мира, обсуждается на конгрессах ученых и межправительственных конференциях, используется в государственном и муниципальном управлении, в сферах образования и культуры. Ежегодная, начиная с 1990, публикация Программой развития ООН (ПР ООН) всемирных докладов о человеческом развитии (Human Development Reports), регулярная подготовка национальных докладов в более чем 120 странах мира (в т. ч. в России с 1995) принесли этой концепции широкую известность.
С позиций концепций потенциала человеческого развития процессы развития в обществе не могут сводиться только к экономическому росту, объему материальных благ и услуг. Поэтому традиционные макроэкономические показатели: объем ВВП и среднедушевой доход — не выражают целостного характера этого развития во всем его многообразии. Более точно и комплексно позволяет его учитывать индекс человеческого развития (ИЧР) (иногда называют индекс развития человеческого потенциала, ИРЧП), предложенный ПР ООН как комбинация индексов долголетия, образованности и уровня жизни.
В основе определения критериев и индикаторов ИРЧП лежит принцип безусловности выбора, согласно которому каждый человек, располагая возможностью выбора, безусловно, предпочтет более долгую жизнь, высокий уровень образования и материальный достаток. Хотя, разумеется, три названных измерения отражают значительно больший спектр человеческих возможностей и способностей, нежели то, что лишь непосредственно вытекает из их определений. Все эти составляющие формализованы и удобны для межстрановых сравнений.
Базовым показателем долголетия, являющимся одним из наиболее распространенных индикаторов международной статистики, служит средняя ожидаемая при рождении продолжительность предстоящей жизни. Измерителями степени образованности в модели человеческого развития выступают такие показатели, как уровень грамотности и полнота охвата обучением. Для численного представления уровня жизни используется такой индикатор, как скорректированный реальный ВВП на душу населения (специальный индикатор материального благосостояния как измерения человеческого развития).
Многоуровневый расчетно-аналитический аппарат, подробный инструментарий разработки, реализации и оценки эффективности программ человеческого развития, применимость прикладных приемов на национальном и региональном уровне обусловили высокую практическую значимость концепции роста потенциала человеческого развития. Для России же и других стран СНГ, в начале 1990-х гг. испытавших социально-экономический кризис, который сопровождался деформацией социальной сферы и резким падением уровня жизни, эта концепция приобрела особую актуальность, поскольку реализация основанных на ней подходов предоставляет дополнительные средства для преодоления последствий кризиса и активизации социальной политики.
Э.М. Андреев
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 350-352.
Литература:
Жуков В.И. Потенциал чел.: индекс соц. развития россиян. М., 1995; Основы изучения чел. развития. М., 1998; Чел. развитие: новое измерение соц.- экон. прогресса. М., 2000; Чел. и соц. развитие: Сб. М., 2003; Всемирные доклады о чел. развитии (ПР ООН, Нью-Йорк, 1990-2003); Левашов В.К. Гражд. об-во в совр. России (социол. измерения). М., 2006.