Академическое красноречие
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в сфере науки, помогающее выработать научное мировоззрение и способствующее развитию творческого мышления. Академическое красноречие отличается познавательной направленностью, информативностью, аргументированностью и высокой логической культурой в целом, а также интеллектуальной прогрессивностью и эстетической оформленностью. Основной жанр академического красноречия связан с обучением — это лекция. Академическое красноречие представлено также жанрами научного доклада, научного обзора, научного сообщения.
Зарождение академического красноречия в России связано с открытием Академии Российской. Чтение лекций в Академическом университете началось по настоянию президента Академии Екатерины Романовны Дашковой. Устная научная речь, живое научное слово высоко ценились в России XIX века. Образ «идеального профессора» был немыслим без риторического мастерства. На лекции выдающихся учёных приходили, как в театр, — театр мысли, учебные лекции превращались в лекции публичные. В дальнейшем лекции для широкой аудитории — научно-популярные — стали читаться специально. В истории утверждения значимости науки, в распространении передовых научных идей, в подготовке специалистов-профессионалов огромную роль сыграли такие крупные учёные и мастера академического красноречия, как филолог Фёдор Иванович Буслаев, историки Василий Осипович Ключевский и Тимофей Николаевич Грановский, химик Дмитрий Иванович Менделеев, анатом Иван Михайлович Сеченов, физиолог Пётр Францевич Лесгафт, ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев; в XX в. — философ Алексей Фёдорович Лосев, психиатр Пётр Борисович Ганнушкин, геолог Александр Евгеньевич Ферсман, геохимик Владимир Иванович Вернадский, биолог Николай Иванович Вавилов, физик Лев Давидович Ландау, литературный критик и литературовед Корней Иванович Чуковский, литературовед Ираклий Луарсабович Андроников, филолог Юрий Михайлович Лотман и другие. В наши дни живое публичное слово также составляет сердцевину вузовского образования.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 11-12.