Потенциал интеллектуальный

ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (IP) (от лат. potentia — сила, мощь) — понятие, в последние годы весьма широко вошедшее в научный оборот. Этому способствовали по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, ускорение общественного развития нуждается в интегральном термине, показателе, выражающем в обобщенном виде совокупность возможностей роста человека и общества. Во-вторых, глобализация и возрастание конкуренции на мировых рынках, соперничество между странами в политической и военной сферах, рост материальных и духовных диспропорций и диспаритетов в мире требуют введения показателей, индексов, позволяющих выразить в количественной форме соотношение возможностей развития.

Понятием «интеллект» (лат. intellectus — ум, рассудок, разум) обычно принято характеризовать мыслительные способности человека. Наивысшим проявлением этих способностей в настоящее время принято считать производство научного знания. Поэтому под П.и. общества зачастую понимают только потенциал научной мысли, сосредоточенный в головах сравнительно узкой группы ученых. Сведение П.и. к научному было уместно для предшествующих периодов развития общества. В 20 веке наука из занятия одиночек превратилась в одну из основных сфер общественной жизни. В развитых странах в ней заняты сотни тысяч ученых и специалистов высокого класса, она требует колоссальных вложений в материальную базу и подготовку кадров. В то же время превращение науки в производительную силу общества находит воплощение во всех отраслях производства, особенно наукоемких, во всех сферах жизнедеятельности общества, что невозможно без усвоения рядовым работником основ научных знаний и подготовки млн специалистов в технике, агрономии, медицине, управлении, образовании и т.д. Происходит массовая интеллектуализация общества, что находит конкретное воплощение в компьютеризации, широком использовании сети Интернет и т.д. Поэтому общество не может не включать в себя также образовательный потенциал, находящий конкретное выражение в образованности всего общества. В изложенной ниже методике измерения П.и. находит отражение уровень развития двух тесно связанных между собой областей интеллектуальной жизни общества, а именно: науки и образования.

Измерение образовательного потенциала возможно осуществлять с помощью трех индексов. Первый (е1) отражает уровень общего образования, измеряемый количеством лет обучения взрослого населения (20—50 лет), т.е. в основном уже завершившего получение образования. Второй индекс (е2) — это удельный вес в населении студенчества, т.е. той части молодежи, которая является резервом пополнения специалистов умственного труда во всех сферах жизни общества. В этих целях в качестве индекса берется численность (в пересчете на 10 тыс. населения) студентов вузов. Третий индекс (е3) — доля расходов на образование в ВВП. Для измерения роли науки в создании и росте П.и. используется два индекса. Первый (s1) — удельный вес персонала, занятого в сфере науки и научного обслуживания, в общей численности экономически активного населения. Второй (s2) — удельный вес затрат на науку в % к ВВП. Для подсчета индексов можно принять способ исчисления взвешенных индексов, используемый при определении ИРЧП, например:

      факт. знач. лет обучения — мин.

e1=---------------------------------------------

     макс. знач. лет обучения — мин.

Тогда общая формула исчисления индекса IP с помощью средних величин выглядит следующим образом:

            e1+e2+e3+s1        s1 + s2

IP = } ------------------  +   ---------- : 2

              3                           2

Эти формулы имеют общий характер и пригодны для международных сравнений, что потребует введения дополнительных условий для различных стран. Ограничимся задачей выяснения динамики П.и. в России 20 веке. За исходные значения приняты показатели России в 1913 году, а за максимальные — те значения, которых достигли наиболее развитые страны мира в конце 20 века. Для СССР после преодоления разрухи (1917—1921) было характерно ускоренное развитие науки и образования. Основные причины известны. Политика мобилизационной модернизации с упором на развитие тяжелой промышленности в целях укрепления обороноспособности страны требовала создания научных школ и учреждений, способных выдержать соревнование в военно-технической сфере сначала с Германией, затем с США и НАТО. Средств на эти цели государство не жалело, даже в ущерб росту материального благосостояния народа. Подъем образовательного уровня большинства населения с решения задачи преодоления неграмотности 3/4 населения до получения полного среднего образования молодым поколением, а также подготовка ежегодно млн специалистов в вузах и техникумах стали возможны благодаря целенаправленной политике и расходованию на эти цели значительной части ВВП.

Падение обеих составляющих IP в 1990-е годы в РФ объясняется прежде всего прогрессирующим сокращением государственных расходов на образование и науку. Научный потенциал сокращается более быстрыми темпами. Поскольку научно-исследовательские учреждения слабо финансируются, многие коллективы распадаются, научный персонал частично эмигрирует, частично переходит в другие сферы деятельности. Индекс образовательного потенциала сокращается медленнее, поскольку в IP учитывается образовательный уровень экономически активного населения, а оно приобрело подготовку ранее. Вынужденный уход из школы 2 млн детей и подростков и переход от обязательного полного среднего к 9-летнему образованию уже дали о себе знать в итогах микропереписи 1994 года. В полной мере тенденция к снижению образовательного потенциала скажется в ближайшие годы по мере вхождения в активную жизнь нынешних детей и подростков. Снижение качества массового образования (в гимназиях, лицеях и т.д. высокий уровень сохраняется) вследствие сокращения затрат на материальное обеспечение школы, выбывания квалифицированных педагогов из-за низкой и несвоевременной оплаты их труда, к сожалению, в показателях IP не учитываются. В то же время действует фактор роста IP. Численность студентов на 10 тыс. человек населения с середины 1990-х годов стала возрастать вследствие высоких требований рынка к уровню профессиональной подготовки специалистов и доступности платного образования.

М.Н. Руткевич, В.К. Левашов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 349-350.

Литература:

Левашов В.К., Руткевич М.Н. Об интеллектуальном потенциале российского общества // Россия: преодоление нац. катастрофы. М., 1999; Они же. Интеллектуальный потенциал страны: проблемы измерения и прогнозирования // Российская Федерация сегодня. 2000. № 1; Они же. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения // Науковедение. 2001. № 1; Чел. потенциал России: интеллектуальное, соц., культ, измерения. М., 2002.