Постмодернизм (Осипов, 2014)

ПОСТМОДЕРНИЗМ — одно из современных направлений в социологической теории. Впервые этот термин появился в архитектуре, а в конце 80-х гг. 20 века им стали пользоваться философы, политологи, экономисты и социологи. Создатели этого направления — французский теоретики Ж.-Ф. Лиотар и Ж. Бодрийяр. Понятие «постмодерн» характеризует особенности современного состояния развитых обществ в эпоху информатизационной и научно-технической революций. Лиотар полагал, что наиболее коренные социальные изменения происходят в сфере языка. Он ввел понятие «языковые игры». Социальная жизнь организована вокруг этих языковых игр, служащих оправданию или же легитимации поведения людей в обществе.

Нарративы (рассказы, повествования), понимаемые как стремление говорящего самолегитимироваться, помогают закрепить правила, на которых основан социальный порядок, они играют ключевую роль в социализации. Когда с помощью текстуальных повествований самолегитимируется социальный институт, то речь идет о мета-нарративах. Лиотар считает, что мета-нарративы освобождения, эмансипации человечества, самореализации и социального прогресса были подорваны с пришествием постмодерного общества. Развивается «недоверие к метанарративам». Люди уже больше не верят, что разум может победить суеверие, человек может совершенствоваться, а политические изменения могут создать совершенное общество. Постмодерн отказывается от поиска истины. Знание оказывается фрагментом множества различных языковых игр, специфичных для конкретной областей науки или социальной жизни, по мере того как люди теряют веру в поиск одной великой истины, объединяющей и обосновывающей все знание.

Денотативные языковые игры заменяются техническими языковыми играми. В них суждения оцениваются не по тому, истинны ли они, но полезны ли они и эффективны. Исследование начинает ориентироваться на производство знаний, потребных рынку. Социальная жизнь во все большей степени становится предметом мониторинга и контроля с помощью компьютеризованной техники, а контроль над знанием — главным источником власти. Знание не является уже самоцелью, но средством купли-продажи. Будущие войны будут вызваны не спорами по поводу территории, но контролем над знаниями.

Бодрийяр доказывает, что покупка и продажа материальных товаров и услуг заменяется продажей и покупкой знаков и имиджей. Он ввел понятие «симулякрум», обозначающее имидж того, что не существует и никогда не существовало. По Бодрийару, современное общество основано на производстве и обмене свободно плавающих «сигнифайеров» (слов и имиджей), не имеющих никакой связи с тем, что они означают. По мнению Бодрийара, нельзя сказать, что власть распределена неравномерно, она просто исчезла. Бизнес не может больше рассчитывать на регулярные и долгосрочные прибыли, поэтому он должен постоянно адаптироваться для выживания. Внедрение потребления новых товаров, таких как компьютерные игры и новые услуги в индустрии досуга, привело к культурным изменениям. Капиталисты преуспели в практике быстрых изменений моды (например, в одежде и музыке), что позволяет постоянно возобновлять прибыли. Эти экономические изменения лежат в основе культурных, политических и социальных изменений, являющихся предметом изучения теоретиков постмодернизма. В частности, проникновение капитализма в различные области досуга для увеличения потребления привело к нестабильности и особенностям постмодерной эстетики, которая поднимает на щит различия, эфемерность, умение поднести себя, моду и постоянные модификации культ, форм. Критики постмодернизма утверждают, что он символизирует не что иное, как логическое распространение силы рынка на весь спектр культуры производства.

В.П. Култыгин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 347-348.

Литература:

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Култыгин В.П.   Совр. зарубежные социол. концепции. М., 2000; Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001; Contemporary Sociological Theory / Ed. by С. Calhoun, et al. Oxford, 2002.