Фидеизм (Кузнецов, 2007)
ФИДЕИЗМ (лат. fides - вера) - общее название философских учений, утверждающих приоритет веры над разумом, откровения, данного в акте религиозной веры, над рациональным постижением мира и человека. Наиболее известными фидеистическими теориями являются концепции «чистой веры» (Тертуллиан, М. Лютер, С. Кьеркегор) и «гармонии веры и разума» (Климент Александрийский, Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Доктрина «чистой веры» носит религиозный, мистико-психологический характер и имеет в основе личное доверие верующего к Богу (вера — единственное условие спасения души), настаивает на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания («верую, ибо абсурдно»), всячески подчеркивает пропасть между верой и разумом и высмеивает попытки рационализации веры (полемика Кьеркегора против Гегеля). Учение о «гармонии веры и разума» утверждает, что догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие разуму отправную точку для цепочки логических умозаключений («верую, чтобы понимать»). Современные приверженцы Ф. признают науку и рациональное познание, но подчеркивают примат веры и религиозного сознания как источника ответов на основные вопросы бытия и человеческого существования, а также как нравственного фундамента. Понятие Ф. используется и в рационалистически ориентированных системах философии, например, в неотомизме.
Литература:
Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994;
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993;
Ансельм Кентерберийский. Соч. М., 1995;
Шестов Л. Sola fide. Брюссель, 1967;
Жильсон Э. Философ и теология. М., 1996;
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 624.