Феноменологическая психология
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — априорная психологическая наука, основанная на принципах феноменологии и выступающая методической и содержательной параллелью трансцендентальной феноменологии; в соответствии с установками феноменологической философии науки она является эйдетическим фундаментом экспериментальной психологии. Созданная Гуссерлем психология исходит из базисного различения реальных психических процессов и полагаемых ими идеальных смыслов. В отличие от позитивной психологии феноменологическая, или «чистая», психология пытается избежать натурализации психического и стремится не к каузальному объяснению психической жизни, а к мотивационному ее осмыс-лению. «Чистота» Ф.п. означает прежде всего чистоту от всего психофизического, а также чистоту проведения опыта, т.е. освобождение его от всех привносимых извне предположений. Феноменологи убеждены, что такая чистота может быть достигнута только в результате осуществления феноменолого-психологической редукции. В процессе редукции всякая внешняя реальность превращается в коррелят психического как нечто воспринимаемое, вспоминаемое и т.д., т.е., так или иначе переживаемое. В качестве основной характеристики психических переживаний рассматривается интенциональность. Редукция обращает в феномен сознания не только внешний мир, но и наше эмпирическое Я. Благодаря этому мы получаем возможность дескриптивно исследовать свою интенционально разворачивающуюся душевную жизнь.
Универсальная задача Ф.п. состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, в постижении природы и априорных (сущностных) структур психического. Решение этой задачи предполагает использование феноменологического метода сущностного видения — идеации. Только путем идеации могут быть получены априорные истины о чистом психическом бытии, раскрываемом в феноменолого-психологической и эйдетической редукциях. Однако сама по себе Ф.п. не способна создать чисто априорное учение о сознании в его полной универсальности, поскольку ее иссле-дование проводится в «трансцендентальнонаивной» установке (см. Естественная установка). Поэтому Ф.п. может служить лишь подготовительной стадией для философского рассмотрения деятельности субъективности в трансцендентальной феноменологии.
Помимо основополагающих трудов Гуссерля особую значимость в области Ф.п. имеют исследования Ж.-П. Сартра по теории эмоций и по структуре образного сознания, а также феноменология восприятия М. Мерло-Понти, основным тезисом которой является утверждение о ведущей роли восприятия в нашем опыте, первичности перцептуального сознания, посредством которого человек изначально связан с окружающим его миром. Анализ восприятия сопряжен у Мерло-Понти с выявлением и описанием феномена тела как особого рода бытия, опосредствующего бьггие «чистого» сознания и вещного мира.
Литература:
Husserl Е. Phanomenologische Psychologie (Husserliana, 9). Den Haag, 1968;
Husserl E. Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie (Husserliana, 6, 29). Den Haag, 1976, 1992;
Гуссерль Э. Амстердамскиедоклады. Феноменологическая психология//Логос. 1995.№3; 1994.№5;
Сартр Ж.-П. Воображение//Логос. 1992. № 3;
Sartre J.Р. Esquisse d'une theorie des emotions. P., 1939; Sartre J.P. L'Imaginaire.P., 1940;
Мерло-Понти M. Око и дух. M., 1992;
Merleau-Ponty М. Phenomenologie de la perception. P., 1945.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 615-616.