Утопия (Кузнецов, 2007)

УТОПИЯ — продукт теоретического воображения, мысленное доведение определенной концепции до ее полного и образного выражения путем преувеличенного и одностороннего усиления одного из аспектов предмета исследования. Утопия создается благодаря последовательно проведенному замещению эмпирических — причинных — зависимостей чисто идеальными, воображаемыми связями; утопия есть полнейшее отрицание реальности. Последняя начинается там, где кончается утопия, о чем и свидетельствует расхождение воображаемого идеала и реальной действительности.

Исторически утопия возникает в виде литературных сочинений как способ изображения идеального социального порядка, как образец такого общества. В более широком смысле обозначает сочинения или идеи, содержащие нереальные планы социальных преобразований. Впервые термин «утопия» используется для названия книги Т. Мора (1516), где изображается вымышленная страна. В эпоху античности и Возрождения У. переплеталась с легендами об «островах блаженных», золотом веке человечества или описаниями совершенных государств, якобы где-то существующих («Новая Атлантида», «Город Солнце»). В XVII—XVIIl вв. У. связана с распространением утопических проектов социальных и политических реформ («Республика Океания») или педагогических преобразований (Ж.-Ж. Руссо). С середины XIX в. У. превращается в особый жанр политической литературы, в которой в соответствии с данным жанром обсуждаются проблемы морали или социального идеала. К концу этого века распространяются многочисленные анархические и технократические У. В России утопическая литература получает наибольшее развитие в XVIII — начале XX в. преимущественно в крестьянской (легенды о далеких землях, о Беловодье и пр.) и революционно настроенной среде общества (сочинения декабристов, А.И. Герцена, А.А. Богданова, П.А. Кропоткина и др.). В XX в. У. становится объектом исследования социологов. В теории Мангейма проводится различие между У. как инструментом социальной критики и идеологией — как средством оправдания существующего порядка. Мэмфорд считал У. проектированием будущего с целью манипуляции общественным развитием. Ко второй половине XX в. в литературе появляется жанр антиутопий как своеобразная реакция на воплощение некоторых «У.» в жизнь. Иные из этих антиутопий содержали мрачные прогнозы для человечества (Дж. Оруэлл). Другое направление развития У. связано с футурологией, зачинателем которой был Г. Уэллс, и с экологическим движением.

Литература:

Свентоховский А. История Утопии. М., 1910;

Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII— XVIII вв. М., 1967;

Buber М. Paths in Utopia. L., 1949;

Mumford L. Story of Utopias. N.Y., 1962.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 609.

Понятие: