Упанишады (Кузнецов, 2007)

УПАНИШАДЫ (санскр., производно от упанисад, букв.: сидение у ног [учителя во время обучения]) — памятники древнеиндийской литературы, содержащие сокровенное учение, доступное немногим избранным. Их сохранилось более 200 (точное число неизвестно), современные исследователи 123 из них считают подлинными, но по списку, приведенному в Муктика-упанишаде, только 108 принадлежит ведийским школам (шакха), остальные называются «сектантскими». Составлялись У. в стихах и прозе с VIII или IV вв. до н.э. по XVI в. (одна из последних «Алла-упанишада» — «сокровенное учение об Аллахе», написанная по распоряжению шаха Акбара) и первоначально передавались в устной форме. Наиболее авто-ритетными являются так называемые ведические У., подразделяемые на три группы: а) Брихадараньяка-упанишада, Чхандогья-упанишада, Тайтгария-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада и проза-ическая часть Кена-упанишады — написаны в VI в. до н.э.; б) Катха-упанишада, Иша-упанишада, Шветашвара-упанишада, Мундака-упанишада, Маханараяна-упанишада и метрическая часть Кена-упанишады — VI — V вв. до н. э. Две первые группы записаны на ведийском санскрите; в) Прашна-упанишада, Майтри-упанишада, Джабала и др. - конец VI — начало V вв. до н.э., написаны на классическом санскрите. Среди поздних У. — несколько веданта-упанишад (Мукгика-упанишада, Пинца-упанишада, Гарба-упанишада и др.), а также Йога-упанишада, Санньяса-упанишада, Мантра-упанишада, Шайва- упанишада, Вайшнава-упанишада и др. В истории индийской культуры У. сыграли роль предфилософских сочинений, из которых берут свое начало учения, ставшие фун-даментом для религиозно-философских систем (даршан). У. называются веданта («окончание вед»), видимо, потому, что к сокровенному знанию У. приобщали после изучения вед.

Основные идеи излагаются в У. от лица мудрецов, из числа которых известный индолог В. Рубен считает по меньшей мере 109 реально существовавшими персонажами. Наиболее значительными мыслителями У. называют Шандилью, Яджнавалкью и Удца- лаку. Тексты свидетельствуют о начале философской рефлексии в древнеиндийском обществе. Их содержание разворачивается как изложение бесед по типично философским вопросам: о подлинной реальности, стоящей за постоянно изменяющимися во времени и пространстве вещами, о сущности человека и единстве человека, о высшей реальности, называемой Брахман или Атман, о методах познания абсолюта и т.д. Впервые У. были записаны в 1656 г., когда султан Дара Шакох заказал перевод пяти У. с санскрита на персидский язык. В 1801—1802 гг. они переведены на латинский язык, а к сегодняшнему дню все наиболее известные У. переведены на большинство европейских языков.

Литература:

Брихадараньяка-упанишада / Пер. и коммент. А.Я. Сыркина. М., 1964;

Чхандо- гья-упанишада / Пер. и коммент. А.Я. Сыркина. М., 1965;

Упанишады / Пер. и коммент. А.Я. Сыркина. М., 1967.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 607-608.

Понятие: